|
Серик Ибраев
В минувшее воскресенье самый известный казахстанский велогонщик Александр Винокуров выиграл второй раз в карьере (впервые в 2005 году) престижную однодневную классическую гонку в Бельгии “Льеж - Бастон - Льеж”. Победил Вино очень красиво. За 17 км до финиша 258-километровой гонки Александр совершил такой мощный рывок, что кроме россиянина Александра Колобнева, ни у кого из конкурентов сил для преследования не осталось. А потом перестал сопротивляться и Колобнев...
За несколько дней до “Льеж - Бастон - Льеж”, Вино праздновал успех на четырехдневном “Туре Трентино”. Несомненно, эти две победы указывают на то, что казахстанец почти набрал былую - до двухлетней допинговой дисквалификации - форму и все-таки вернулся в элиту. Однако после этого Вино попал под огонь европейской прессы. Она вспоминает допинговые скандалы и намекает на то, что казахстанец не следует принципам fair play.
В ответ Вино написал письмо - крик души, которое мы публикуем по тексту ниже
Сильнейший велогонщик Казахстана победитель испанской “Вуэльты-2006”, бронзовый призер “Тур де Франс-2003”, серебряный призер Олимпиады-2000 Александр Винокуров смог сделать то, что удается немногим спортсменам. Он, отбыв в середине прошлого года двухлетнюю допинговую дисквалификацию, вернулся в элиту мирового велоспорта. Например, его бывшему товарищу по “Астане” - бронзовому призеру “Вуэльты-2006” Андрею Кашечкину, также дисквалифицированному за допинг, такое совершить не удалось.
Победы в “Туре Трентино” и особенно на “Льеж - Бастон - Льеж” дорогого стоят. В четырехдневном “Туре Трентино” казахстанцу удалось выиграть первый этап - разделку - и не упустить майку лидера до конца, кстати, горной гонки.
В “Льеж - Бастон - Льеж” на старт вышли сплошь записные фавориты - Альберто Контадор, Алехандро Вальверде, братья Шлек, Кадел Эванс, Крис Хорнер, и на Винокурова мало, кто ставил. Однако Александр добился успеха, заставив вспомнить того Александра, который в 2005 году сумел выиграть эту гонку.
Главные события “Льеж - Бастон - Льеж” развернулись в конце - за 20 км до финиша вначале 1,5-километрового подьема на гору Cote de la Roche aux Faucons.
Победитель прошлогоднего “Льеж - Бастон - Льеж” Энди Шлек (Люксембург) и бельгиец Филипп Жильбер рванули в атаку. Вслед за ними бросился в погоню и лидер “Астаны” - двукратный триумфатор “Тур де Франс” Альберто Контадор, который догнал возмутителей спокойствия. В конце концов и этот отрыв был “съеден”.
А за 17 км до финиша на спуске в атаку пошел Александр Винокуров. Вальверде, Жильбер и Эванс лишь обозначили свою погоню - уж слишком мало у них осталось сил, а вот россиянину Александру Колобневу из “Катюши” зацепиться за казахстанцем удалось.
Работая поочередно в смене, Винокуров и Колобнев подъехали к последней горе Cote de Saint-Nicolas, имея 30-секундное преимущество над преследователями. А они, как ни старались, подобраться ближе к двум Александрам не могли. Возможно, им помешала несогласованность - преследователи начали соревноваться между собой, а дуэт Винокуров - Колобнев работал как часы.
Свою следующую атаку Винокуров начал у вершины подъема. Казахстанец рванул, Колобнев ничем не смог ответить. В итоге Александр Винокуров финишировал в одиночестве, опережая Колобнева на 6 секунд. Его время - 6 часов 37 минут 48 секунд. Третье место занял двукратный победитель “Льеж - Бастон - Льеж” Алехандро Вальверде.
Сразу после финиша Александр Винокуров ответил на вопросы журналистов “Евроспорта”:
- Я счастлив. После моего возвращения в августе 2009 года я мечтал о крупной победе, которая подтвердит верность моего решения вернуться к соревнованиям, - комментирует Александр Винокуров. - Я всегда говорил, что если вернусь, то не за достижениями. И моя сегодняшняя победа - это награда за все жертвы, которые я принес, чтобы вновь стать в числе лучших велогонщиков. Моя мечта сбылась!
- В чем разница между Вашей сегодняшней победой и победой 2005 года?
- Все изменилось. В тот момент у меня вроде как все было впереди. Многое произошло с тех пор. Двухлетняя дисквалификация. Я принял ее, не отказавшись от своего спорта. Целью моего возвращения было доказать, кто я есть на самом деле. Я не обманщик. Я знал, что на эту дисквалификацию отвечу только своими результатами. Поэтому сегодняшняя победа имеет для меня огромную ценность.
- Когда Вы впервые подумали о том, что можете победить?
- Я был в пелотоне, когда перед финальным участком Альберто Контадор начал атаку. Я держал себя немного в тени, чтоб дать другим фаворитам проявить себя. Все шло, как мы и планировали, и “Астана” проделала великолепную работу для своих лидеров. Это победа всей команды “Астана”. На финальном этапе мне пришлось уходить от Колобнева, я не хотел рисковать и удвоил усилия на финальном отрезке.
- Как Вы думаете, Ваша нынешняя форма позволит Вам продолжить успешные выступления в “Джиро д’Италия”?
- Я уже говорил, что в моем возрасте очень трудно победить в многодневке. Когда выиграл “Тур Трентино”, полагал, что буду слишком уставшим в Льеже. Но в конечном итоге у меня остался приличный запас энергии, и это хороший знак перед “Джиро”. В этой гонке я буду участвовать впервые за свою карьеру и еду туда с высокими амбициями.
|
Лидер “Астаны” Альберто Контадор искренне обрадовался победе Винокурова |
Лидер “Астаны” Альберто Контадор, кажется, искренне обрадовался за Винокурова:
- Это был результат командной работы, и я очень счастлив, - комментирует Контадор. - Мы планировали два варианта развития гонки, я должен был пойти в атаку на подъеме St. Nicholas или на Roche aux Faucons. Правда, я немного опоздал со стартом. Мне пришлось идти с Энди Шлеком, но когда Вино пропал из виду, я старался максимально притормаживать, особенно, когда рядом были братья Шлек и Хоакин Родригес.
Конечно, победе Вино радовались и казахстанские болельщики. А вот в Европе успех Винокурова была воспринят неоднозначно. Так, часть болельщиков после финиша Винокурова на “Льеж - Бастон - Льеж” проводила казахстанца неодобрительным гулом, европейская пресса (в основном) вообще восприняла победу в штыки.
По мнению некоторых журналистов, Винокуров нисколько не раскаялся в содеянном (в 2007 году допинг-проба Винокурова, взятая во время “Тур де Франс”, дала положительный результат) и считает каждый вопрос о допинге личным оскорблением. К тому же пресса вспомнила, что Винокуров предпочитает тренироваться в Тенерифе (Испания), где работают скандально известные доктора - испанец Фуэнтес и итальянец Феррари. Оба были замешаны во многих допинговых скандалах. Впрочем, все обвинения европейской прессы натянуты, никаких фактов предоставлено не было, да и не могло их быть. Все эти истории уже в прошлом. Однако Александр вынужден был ответить. Смотрите письмо от Вино выше.
Винокуров впервые в карьере примет участие в многодневной гонке “Джиро д’Италия”, которая пройдет с 8 по 30 мая. Успехов, Александр!
Письмо от Вино
“Читая комментарии в прессе относительно моей последней победы в “Льеж-Бастон-Льеж”, я был шокирован и опечален. Я не понимаю всех этих нападок и преследований против меня.
Я ничего не могу поделать против сомнений людей, нависавших надо мной начиная с 2007 года, после той истории. Но я отрицаю все обвинения, высказанные против меня сегодня, поскольку они голословны и не несут никаких свидетельств.
Начиная с моего возвращения в августе прошлого года, я всегда был честен с прессой, я ответил на все ее запросы через интервью, я ничего не скрывал. Как ни странно, моя победа в Льеже, кажется, всколыхнула прежнюю ревность, за которою я не могу отвечать.
Сообщения в СМИ резко контрастируют с сотнями поздравительных сообщений от поклонников, которые я продолжаю получать на своем веб-сайте и на моей страничке в Facebook. Я не понимаю этих противоречий. Как будто от меня продолжают добиваться того, чтобы я не стал бы стремиться к успехам на велогонках и покинул всех навсегда. В этом случае, наверно, моя бы совесть стала чистой, по их разумению.
Но в каком виде спорта надо выходить на старт, не имея права на победу? Я люблю велоспорт, он мне дал все и я хочу отплатить ему взаимностью.
Я заплатил двумя годами своей дисквалификации, двумя тяжелыми и темными годами своей карьеры. Я уже повторял, что не хотел бы говорить об этом, но делаю это только ради моего дела. Я не думаю, что периодически вытаскивая на свет все эти грязные истории, можно развиваться дальше.
Это мое личное видение проблемы, но все не обязаны разделять его. Это мое отношение, я считаю его правильным и единственно приемлемым. Этот путь корректен и почтителен, но не в случае, если его искажают и извращают. Я сожалею об этом. Но снова повторю - у меня нет ничего, что я мог бы скрывать.
Начиная с моего возвращения, я подвергался допинг-контролю более чем 30 раз, все были отрицательными. Это позволяет мне утверждать, что мой биологический паспорт чист и я могу гоняться.
На Тенерифе, где у меня был проведен сбор перед “Туром Трентино”, я буквально вызвал поток негодования у журналистов. Но за эти две недели я сдал два незапланированных теста на кровь и мочу.
Я не могу доказывать свою честность больше, чем предусматривают спортивные инструкции. Сегодня я всего лишь прошу к себе уважения, поскольку постоянно оказываю его сам. Я уважаю всех, моих коллег в пелотоне, как, впрочем, и журналистов. Я не хочу быть изгоем и каким-то особенным и не могу отвечать за все беды современного велоспорта”. |