|
Серик Ибраев
Организаторы чемпионата мира Red Bull Air Race - cпортивных авиагонок, ведут переговоры о проведении этапа в Казахстане. Для нашей страны проведение такого шоу-соревнования стало бы великолепной возможностью привлечь внимание всей мировой общественности. Судите сами - за каждым этапом авиагонок вживую наблюдают сотни тысяч зрителей, например, на этапе в Абу-Даби собралось полмиллиона человек (!), а телеаудитория насчитывает десятки миллионов
Почему же так быстро стали популярны авиагонки, история которых насчитывает всего семь лет, в Европе и Америке? Это эстетическое и захватывающее дух зрелище. Представьте себе, в воздухе пилоты должны пройти через специальные воздушные ворота, установленные с помощью так называемых пилонов, а это непросто. Высота пилонов - 20 метров. Ширина ворот варьируется в пределах 10-14 метров. При этом узкие десятиметровые ворота пилоты должны проходить в положении “на ноже”, то есть с креном, близким к 90 градусам.
Несомненно, зрелищности добавляет и то, что полеты проходят на очень малой высоте, опять же хорошо видно и, что немаловажно, слышно. Звук моторов в гонках - далеко не последнее дело. Пример “Формулы-1” очевиден. Малая высота в сумме с большой скоростью (около 400 км/ч) также добавляет остроты. Ну а телетрансляция с крупными планами, замедленной съемкой и видами из кокпита (кабины) делает это зрелище и вовсе неподражаемым.
|
Зрелищности добавляет то, что полеты проходят на малой высоте |
Довольно удачным получился формат соревнований, где основой результата является ясный и объективный показатель - время прохождения трассы. Задача пилотов, как и в любых классических гонках, пройти трассу за минимальное время. Протяженность трассы составляет около 5 километров. Три или четыре пилона устанавливаются поодиночке в линию для прохождения змейки, остальные устанавливаются попарно или по четыре, образуя воздушные ворота.
К тому же заранее оговаривается, с каким именно креном - правым или левым - должны быть пройдены ворота. Широкие - 12-14-метровые ворота - пилоты должны проходить в горизонтальном положении. Причем значительные отклонения от вертикали в первом случае и от горизонтали во втором наказываются штрафными секундами. Начисляются штрафные секунды за неправильное прохождение воздушных ворот, неправильное выполнение разворотов и касание пилонов. За каждый некорректный маневр ко времени прохождения трассы добавляются три секунды, за касание пилона - десять. В случае грубых нарушений пилот может быть дисквалифицирован.
Но самое главное начинается потом. После всех обязательных виражей, когда трасса уже пройдена, пилоты специально для зрителей выкидывают произвольные коленца: крутят бочки, встают на “лезвие ножа”, “машут” крыльями, переворачиваются на “спину”, рисуют дымом сердечки.
За соблюдением правил наблюдают стюарды, штрафные секунды начисляет главный стюард, решение о дисквалификации принимает директор гонки.
Регламент соревнований следующий. За два дня перед гонкой проводятся тренировочные полеты. За день до гонки проводится квалификация. Пилоты выполняют по два квалификационных полета, в зачет идет лучшее время. Сама гонка проходит в несколько этапов. На первом этапе пилоты, занявшие 9-12-е места по результатам квалификации, участвуют в розыгрыше одного очка. Лучший из этой четверки занимает 9-е место в гонке и получает очко. На втором этапе выступают пилоты, занявшие в квалификации первые восемь мест. По результатам второго этапа четверо лучших выходят в полуфинал, остальные занимают места с 5-го по 8-е и получают от пяти до двух очков соответственно.
В полуфинале начинаются попарные соревнования. Самый быстрый из полуфинальной четверки пилот соревнуется с самым медленным, а второй - соответственно с третьим. Победители в парах выходят в финал. Проигравшие продолжают соревнование за 3-е и 4-е места. На последнем этапе - в финале - решается судьба 1-го и 2-го мест.
Пилотом серии может стать далеко не каждый. Минимальные требования следующие. Высшие достижения в чемпионатах мира или Европы по высшему пилотажу, проводимых под эгидой Международной федерации авиационного спорта (FAI). А также подтвержденный опыт полетов на малой высоте. В нынешнем чемпионате выступают 12 пилотов. И среди них один россиянин - Сергей Рахманин, заслуженный мастер спорта, чемпион мира по высшему пилотажу, четырехкратный чемпион России по высшему пилотажу.
Символом авиагонок в мире считается легендарный венгерский спортсмен и постоянный участник чемпионата мира, один из основателей авиагонок Петер Бешеный. Вообще-то его фамилия - Бесеньи, а свое прозвище он заработал нервными виражами и задиристыми интервью. “НП” через организаторов чемпионата удалось связаться с самим Бешеным. Любопытно, что за всю историю турнира Бешеный по иронии судьбы так и не взошел на первую ступень пьедестала почета.
- Петер, Вы с самого основания гонок стали разработчиком их формата. Как они изменились за эти 7 лет?
- Это без преувеличения новый и красочный вид спорта в авиации. Очень приятно наблюдать, как он растет и развивается. Если вернуться на 5-6 лет назад, то ситуация была иной, даже наш летный стиль был другим. Но все меняется: воздушные ворота, система соревнований, устройство трека. И я вижу огромный потенциал для этого вида спорта, потому что он действительно очень зрелищный. Одно из главных преимуществ этого вида спорта - его мобильность, мы можем переместиться в центр Порто или Будапешта или вообще за океан, и качество организации от этого не пострадает, ведь мы можем установить трек практически где угодно, и болельщикам будет интересно.
- Оцените свое выступление в нынешнем сезоне?
- Сейчас шансы на подиум для меня уже не так велики, я на пятом месте, потерял много очков в первой половине сезона, да и мой самолет не очень быстрый. Но я планирую менять и самолет, и двигатель. Посмотрим, как все сложится в следующем году.
- Вы - один из самых знаменитых и опытных пилотов планеты, сколько еще лет решили для себя садиться за штурвал?
- На момент прошлого сезона я был самым возрастным пилотом гонок, у меня за плечами многие годы летных часов. Но я буду летать, пока получаю удовольствие, пока могу улучшать мой стиль. Признаюсь, я все еще получаю удовольствие от полета. И мы все любим свою работу, и именно эти гонки - великолепны, они стали для нас вызовом.
- Петер, так что все-таки мешает Вам стать чемпионом мира?
- Перед вами на каждом этапе выступают 12 на самом деле великолепных пилотов, и мы также говорим о техническом виде спорта, где мастерство на самом деле очень существенно. Здесь нет случайностей, выигрывает только тот, кто очень хорошо летает на очень хорошей технике. Я не сдаюсь и действительно надеюсь, что уж в следующем году я наконец выиграю.
Последняя воздушная битва в сезоне между пилотами чемпионата мира пройдет в предстоящие выходные в австралийском Перте. Безусловным лидером по итогам 7 этапов сейчас является австриец Ханнес Арч, однако его лидерство сохраняет шансы оспорить ближайший преследователь - британец Пол Бономм.
Интрига достигла своего пика на предшествующем Перту этапе чемпионата мира в португальском Порто 7 сентября. К предыдущей гонке и Арч, и Бономм подошли с равным количеством очков - 45. Но неожиданно Бономму не удается пройти даже квалификацию, в то время как Арч становится победителем этапа.
Отметим, что теоретически у Бономма еще есть возможность “отыграться”. Но только в том случае, если Арч отсеивается на квалификации, а британец становится в Перте победителем. Ханнесу же достаточно добыть всего одно очко.
Что касается этапа чемпионата мира в Казахстане: организаторам гонки интересна наша страна, и сейчас ведутся переговоры по проведению такого шоу в Астане. Правда, говорить о результатах переговоров еще рано. “НП” будет следить за их развитием. |