|
Алидар Смагулов
В декабре прошлого года “НП” сообщало о том, что 20-летняя россиянка Ксения Первак приняла казахстанское гражданство.
- Я собираюсь играть за Казахстан, потому что хочу выступить на Олимпийских играх. Такой шанс выпадает раз в жизни, - объяснила свое решение Первак.
На днях Ксения дебютировала под флагом Казахстана на турнире в Брисбене (Австралия). Правда, дебюта, как такового, не получилось. В первом матче турнира с итальянкой Франческо Скьявоне 39-я ракетка мира при счете 4:4 в первом сете отказалась от продолжения борьбы из-за болезни. Впрочем, у Ксении все впереди
Решение Первак о смене гражданства в России было воспринято довольно больно. Ксению обвинили в непатриотичности и даже предательстве. Примечательно, что Первак далеко не первая российская теннисистка, которая приняла казахстанское гражданство. Ярослава Шведова и Галина Воскобоева, а также бывшие россияне Андрей Голубев, Михаил Кукушкин и Юрий Щукин давно успешно представляют нашу республику на международной арене.
- Для меня вся эта ситуация непонятна, ведь Первак на Олимпиаду все равно не попадает, потому что заиграна была за Россию, - комментировал президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев. - Так или иначе, спортсменка поступила крайне непатриотично.
А вот первый тренер Первак Игорь Манион поддержал решение спортсменки.
- Я считаю, что решение Первак может быть даже и правильное. Потому что, судя по предыдущим поколениям, которые перешли в казахстанскую сборную, результаты у них заметно улучшились. Хотя тут Ксении тоже можно было еще побороться, время есть. Но в Казахстане, безусловно, шансов будет больше, - говорит Игорь Манион.
По его словам, не отпустить юное дарование российская сторона не могла.
- Ни комитет, ни федерация не в силах были не отпустить Первак. Игрок - это профессионал, который принимает решение самостоятельно. Видимо, там еще большое влияние имеет Юрий Михайлович Первак, папа ее. Мы хорошо с ним знакомы, и я знаю, что он авторитетный человек для собственной дочери в подобных решениях, - заметил Манион.
По словам Маниона, шансы выступить в 2012 году в Лондоне у Первак все же есть.
- Это будет решать Международный олимпийский комитет. В отдельных случаях комитет может пойти навстречу. Думаю, что все это связано не только с Олимпиадой, но и с Кубком федерации. Американцу Алексу Богомолову же, в конце концов, разрешили выступать в Кубке Дэвиса за Россию, - говорит тренер. - Думаю, что Федерация тенниса Казахстана приложит все усилия, чтобы добиться ее участия в лондонской Олимпиаде. Но судить о шансах, конечно, сложно.
Как рассказал тренер, еще в 2009 году, когда Ксения Первак выиграла Открытый чемпионат Австралии среди девушек, он пророчил теннисистке большой взлет.
- Ведь она никак не могла пробиться в сотню. И я оказался прав. Ксения одного года рождения с Анастасией Павлюченковой, ее я тоже знаю с 5 лет. И я говорил ей, что кто-то раскрывается раньше, кто-то позже - каждому свое время. Очень рад, что оказался прав. Ксения шагнула почти на 60 ступенек вверх. Это достижение. Первак наконец раскрыла свой потенциал, и, думаю, она еще будет расти, - резюмировал Манион.
Понятно, что, как спортсменка, Первак - очень перспективная и талантливая. Ну а что представляет собой Первак как личность? Вниманию читателей “НП” выдержки из интервью Ксении российским СМИ.
- Папа играл в теннис и все время брал меня на корты, - рассказывает Ксения Первак. - А потом родители вместе со своими друзьями создали детскую группу - нас было человек двадцать, наверное. Все вместе бегали, смеялись. Ну а потом папа понял, что нужно дочку перевести на более высокий уровень. Тогда мне было восемь лет. До десяти лет я жила в Челябинске как нормальный ребенок - ходила в школу, в свободное время - на тренировки. Затем вместе с папой переехала в Москву, и с этого момента уже началась более серьезная подготовка. Мы жили за городом, и приходилось просыпаться в пять утра, чтобы успеть сделать домашнее задание - я ведь в физико-математическом классе училась. Тогда папой был установлен такой принцип: плохо учишься - в теннис не играешь.
- Расскажите о своем папе (отец Ксении - Юрий Первак - бизнесмен, бывший генеральный директор футбольного “Спартака”). Что он за человек?
- Он очень-очень добрый. При этом строгий - настоящий мужик такой, знаете? Очень умный. Это вот то, в чем я стремлюсь быть похожей на него.
- А проблем из-за него у Вас не возникало?
- Наверное, только поначалу, в общении со сверстниками. Просто потому, что дети из состоятельных семей ведут себя немного иначе, поднимаются выше положенного. А так - нет. Когда он в “Спартаке” работал, говорила, что мы просто однофамильцы.
- То есть на родительские собрания он не ходил?
- Нет, а зачем? Я же была прилежной ученицей. С поведением, правда, одно время все совсем печально было. Например, украсть журнал и исправить оценки - это была абсолютно моя тема. Мне просто не нравилась учительница по математике, она меня откровенно недолюбливала. Тогда я собрала команду из пятерых одноклассников и сказала, что мы будем ставить оценки. То есть я руководила процессом, но с девочкой, у которой был хороший почерк, в итоге вышел прокол - она начала не проставлять оценки в пустые клетки, а исправлять уже поставленные. Разумеется, все это вскрылось. Прихожу в школу, а на пороге меня встречает директор. Ну, у меня сердце в пятки так и ушло, страшно было. Конечно, позвонили домой и все рассказали, но - что самое интересное - папа меня не особо ругал.
- Верите в теннис после замужества?
- Если все по полной, с детьми, то нет - так, наверное, только Клийстерс может. Без детей проще, но многое зависит от мужчины. Одно дело, если он будет помогать и поддерживать тебя. Другое - если постоянно будет звонить и ныть: когда ты приедешь, когда сваришь мне борщ...
- Вы готовите борщ?
- Это мое фирменное блюдо. Научилась готовить, когда семья переехала в Берлин, и я осталась в Москве фактически одна. Звонила маме, спрашивала, как и что делать. Что-то сама видела или читала. С этим у меня проблем нет - могу все приготовить, тортики даже всякие. Так что в будущем - завидная жена.
- Вы говорили, что переживаете за “Спартак”, но при этом еще и за “Локомотив”.
- Нет, меня не так поняли. “Локомотив” мне неинтересен. За “Спартак” действительно переживаю, и обидно, что команда занимает не то место, которое от нее ждут. Я и раньше ходила на “Спартак”, и в прошлом году была, как раз на матче с “Локомотивом”... Когда видишь, как спартаковские болельщики поддерживают команду, - это просто потрясающе. И вот за болельщиков обиднее всего, конечно, они ведь так болеют, так выкладываются.
- Победа на юниорском турнире “Большого шлема” - что это такое? Какие ощущения, какие призовые, как празднуют?
- На Australian Open я изначально ехала только за победой. На тот момент я уже больше года не выступала на юниорских турнирах, поэтому другого варианта, кроме победы, и быть не могло. Ну и я не считаю это каким-то выдающимся своим достижением. Призовые за такие победы теннисисты не получают - только если бонусы по контрактам с личными спонсорами.
- В какой момент приходит понимание того, что юниорские турниры - это уже не то?
- Наверное, у всех по-разному это происходит. Кто-то готов играть на высоком уровне в 15 лет, а кто-то и в 18 не готов. Все зависит только от уровня твоего развития - как физического, так и интеллектуального.
- Что делают звезды, которые так и не взошли? В футболе, например, многие пылят в любительских лигах.
- Замуж выходят - что еще остается делать. Красивые, симпатичные девочки, так что в жены охотно берут.
- Согласны с тем, что призовые на женских и мужских турнирах примерно равны?
- Я женщина, поэтому согласна, конечно же. Не скажу же я, чтобы нам платили меньше, ну а больше требовать тоже неправильно. На самом деле не задумывалась, почему платят поровну. Может быть, из-за того, что у нас конкуренция выше. Если в мужском теннисе на победу в турнирах претендуют условно четыре человека, то в женском выиграть турнир может любая теннисистка из топ-50. У нас в каждом матче есть интрига, а у мужчин такого нет.
- А кто Вам больше нравится - Надаль или Джокович?
- Джокович. Надаль вообще не нравится. Мускулы? Не знаю - вот это движение у него есть неприятное, как будто он где-то ковыряется, что-то там ищет. Да и вообще мне и игра-то его не нравится. Больше люблю Джоковича, Федерера, Марата Сафина.
- Вы живете в Братиславе. Почему именно там?
- Просто мне там удобнее в плане тренировочного процесса - от дома до кортов я еду три минуты. Можете себе представить такое в Москве? Да и вообще все рядом и гораздо дешевле. Ну и мне повезло, что там у меня есть друзья - без них, конечно, было бы скучно.
- Вы говорили, что будете стремиться закрепиться во второй десятке мирового рейтинга. Когда это произойдет?
- В теннисе сложно что-то планировать. У меня уже было немало травм, пара операций, поэтому многое будет зависеть от здоровья. Первая операция была в 14 лет - в паху были грыжи с обеих сторон. Прооперировали, но через три года все повторилось. Когда случилась первая операция я, наверное, где-то даже была счастлива: появилось много свободного времени для встреч с друзьями. А вот второй раз было уже неприятно - я только-только выиграла юношеский Australian Open, была в хорошей форме, и тут такое.
- У Вас есть мечта?
- Выступить на Олимпийских играх, победить в них и стать первой ракеткой мира. |