|
Александр Петров “Дакар” вернулся в пески Стартовал самый престижный ралли-рейд мира, но казахстанцы в нем не принимают участия 6 января стартовал самый престижный ралли-рейд мира “Дакар”. В этом году организаторы гонки решили хотя бы отчасти вернуть ее к африканским корням и, следуя пожеланиям гонщиков, проложили маршрут преимущественно по песчаным дюнам Перу - на них придется 70 процентов дистанции. В классе грузовиков за очередной победой отправилась команда “КамАЗ-мастер”, первый номер которой Эдуард Николаев уже успел выиграть стартовый этап. Но конкуренты у камазовцев тем не менее будут очень сильные. Главный из них - специалист по пескам Жерар де Рой, вернувшийся на “Дакар” после годичного перерыва. К сожалению, не примут участие в “Дакаре” казахстанские спортсмены. Впервые с 2011 года самое престижное ралли в мире пройдет без участия “Астаны”
С середины 2015 года ответственным за прокладку маршрута “Дакара” был его спортивный директор Марк Кома. Знаменитый мотогонщик, за плечами которого пять выигранных “Дакаров”, постоянно работал над тем, как бы сделать гонку непредсказуемой, но в какой-то момент, похоже, перестарался. Ведь после “Дакара-2018” многие спортсмены жаловались на то, что ралли-рейд превратился, по сути, в гонку на выживание, в которой собственно способности гонщика отходят на второй план, а главной становится выносливость не столько техники, сколько людей. В итоге Кома свой пост оставил, спортивным директором “Дакара” стал Этьен Лавинь, при котором сразу же произошли заметные изменения. Так, “Дакар-2019” вопреки сложившейся традиции решили проводить на территории только одной страны - Перу, где недостатка в так любимом гонщиками песке нет. Можно даже сказать, что Дакар отчасти вернулся к своим африканским корням. Ведь 70 процентов дистанции проложено именно по пескам. Кроме того, гонка стала заметно короче: ее протяженность составит 5,5 тысячи километров против девяти тысяч в 2018-м. Соответственно, уменьшилось и количество этапов до десяти (годом ранее их было 14). Так что ралли-рейд будет проходить не 15, с учетом одного выходного, дней, как в 2018-м, а 11 - финиш намечен на 17 января в Лиме, откуда он и стартовал.
|
Впервые с 2011 года самое престижное ралли в мире пройдет без участия “Астаны”
|
Все это по задумке организаторов в будущем сделает участие в “Дакаре” существенно дешевле, а значит, будет способствовать привлечению новых команд. Однако пока фаворитами “Дакара” остаются хорошо известные гонщики. В зачете грузовиков за очередной, уже 16-й победой отправилась команда “КамАЗ-мастер”, выставившая четыре экипажа. Ключевую ставку россияне, очевидно, сделают на трехкратного чемпиона “Дакара” Эдуарда Николаева. К слову, именно он и выиграл первый этап нынешней гонки. С одной стороны, делать какие-то выводы из этого рано - этап был короткий, по сути, разминочный. С другой - нельзя не обратить внимания на то, что следом за Николаевым к финишу пришли сразу три экипажа команды Жерара де Роя, выступающей на грузовиках Iveco. Де Рой прошлогодний “Дакар” пропустил, отдав предпочтение Africa Eco Race, проходящей именно там, где жил оригинальный “Дакар”, но ради столь любимых им песков, а также по настоянию спонсоров решил вернуться. Именно голландца, а также выступающего в его команде Федерико Вильягру специалисты считают главными конкурентами камазовцев. Достаточно сказать, что за последние десять лет только де Рою, причем дважды - в 2012 и 2016 годах, удавалось лишить “КамАЗ-мастер” титула. Что касается Вильягры, то он в прошлом году дал Николаеву, будущему чемпиону, настоящий бой - перед предпоследним спецучастком россиянина и аргентинца разделяла всего секунда. И только поломка коробки передач не позволила Вильягре биться за титул до конца. Но нельзя исключать, что в этот раз техника может создать проблемы уже российской команде. Отметим, что с нынешнего сезона на дакаровские грузовики запрещено ставить двигатели объемом более 13 литров (“КамАЗ-мастер” в последние годы использовал моторы большего объема), что вынудило команду серьезно переделывать машины. Все-таки использование V8 и рядной “шестерки” имеет массу различий, которые невозможно нивелировать без серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля. Кроме того, камазовцы начали переходить на использование автоматических коробок передач, которые в песчаных дюнах могут дать определенное преимущество. В частности, с “автоматами” едут экипажи Николаева и Айрата Мардеева. Но, похоже, полной уверенности в надежности агрегата пока нет, так что экипажи Дмитрия Сотникова и Андрея Каргинова используют проверенную “механику”. К большому сожалению многих наших любителей автоспорта, в числе участников “Дакара-2019” совсем нет казахстанцев. Восемь лет подряд представители Казахстана выступали на “Дакарах”. Причем небезуспешно. В 2012 году экипаж “Астаны” под управлением Артура Ардавичуса впервые в истории казахстанского автоспорта финишировал на “Дакаре” в классе грузовиков на третьей позиции. Тогда наша команда соревновалась на “КамАЗе”. В прошлом году Ардавичус и его команда в классе грузовиков завершили марафон на четвертом месте, оказавшись в шаге от подиума. Отметим, что тогда до финиша в аргентинской Кордобе добрались только 19 грузовиков из 44. Впрочем, успехи Ардавичуса не помешали президентскому спортивному клубу “Астана” спустя несколько месяцев после “Дакара”-2018 прекратить финансирование команды. - Мы надеемся на руководство клуба, на правительство, нельзя бросать автоспорт, - говорил в тот момент знаменитый казахстанский пилот. Оставалась надежда, что Ардавичус все-таки найдет какую-либо команду из Европы и выступит на “Дакаре”-2019. Но, увы, не получилось. Надо сказать, что представители Казахстана успешно выступали на “Дакарах” не только в классе грузовиков. В 2017 году в зачете “Т2” (внедорожники, приближенные к серийным прототипам) бронзу завоевали пилот Денис Березовский и штурман Алексей Никижев на внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. В “Дакаре”-2018 в классе “квадроциклы” казахстанец Дмитрий Шилов финишировал в генеральном зачете на 6-й позиции. Но вернемся к “Дакару”-2019. Болельщикам стоит обратить внимание на класс SxS (side-by-side), а если проще, на мини-багги. По сути, это тяжелые квадроциклы, в которых гонщик и штурман сидят рядом. Правда, управляется транспортное средство по-автомобильному. В этом классе на “Дакаре” выступит победитель рейда 2017 года в зачете квадроциклов Сергей Карякин (Россия). К слову, не он один решил пересесть с квадроцикла на мини-багги. Так, если в прошлом году на квадроциклах выступали 49 гонщиков, то теперь 29. А вот класс SxS разросся более чем втрое - с 11 до 34. В классе внедорожников сомнений в том, что старая гвардия в лице Стефана Петранселя, Сириля Депре и действующего чемпиона “Дакара” Карлоса Сайнса снова постарается превратить гонку в междусобойчик, нет. Даже несмотря на то, что все они после ухода из “Дакара” заводской команды Peugeot вынуждены были перебраться в Mini. Конкуренцию чемпионской тройке (у Петранселя, Депре и Сайнса на троих 20 выигранных “Дакаров”) составят экипажи Toyota, ведомые Насером аль-Атыйей и Жинелем де Вильерсом. |