|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе произошел крупный коррупционный скандал в британском МВД, связанный с паспортным контролем при пересечении границы Великобритании. Своих постов лишились глава Пограничного управления и еще два высокопоставленных сотрудника. А британские журналисты сумели копнуть глубже, так что досталось и министру внутренних дел Великобритании.
Так, по данным британских газет, сотрудник управления Сэмюэль Шойеджу был арестован за взяточничество. Директора Пограничного управления Броди Кларка подозревают в том, что сотни тысяч иностранцев прибыли в Британию без полномасштабного паспортного и антитеррористического контроля. Что же касается министра Терезы Мэй, то британские журналисты опубликовали документ, согласно которому в июле 2011 года она временно разрешила пограничникам не проводить полную проверку паспортов граждан Евросоюза.
В самой Британии теперь ставят под сомнение эффективность работы пограничных служб. Однако, на мой взгляд, этот коррупционный скандал еще раз показал, что с коррупцией в Европе хотят и могут бороться; СМИ активно вовлечены в эту борьбу
Невольно вспомнишь слова киношного героя Глеба Жиглова о том, что “уровень преступности в стране определяется не количеством жуликов, а умением властей их обезвреживать”.
Напомним, что 6 ноября трое руководителей Пограничного агентства (UKBA), входящего в структуру МВД Великобритании, были отстранены от работы. Пограничное агентство занимается вопросами иммиграционного контроля и выдачи виз иностранным гражданам. Проверка обнаружила, что тысячи иностранных граждан, в основном из африканских стран, попали на территорию Великобритании без проверки их биометрических данных и паспортов. Визы им выдали за большие взятки, так что в страну мог заехать любой желающий, в том числе и потенциальные террористы.
Сама министр МВД сегодня вынуждена оправдываться. Ведь, по сути, все началось с того самого секретного июльского разрешения ослабить паспортный контроль, но только для граждан Европейского союза. Мол, дабы в аэропортах не было хаоса и задержки рейсов из-за образования огромных очередей, требовалось увеличить пропускную способность пунктов пограничного контроля в лондонских аэропортах “Хитроу” и “Гэтвик”.
В результате послабление на границе коснулось и граждан других стран. В частности, начальник пограничной службы по аэропорту “Хитроу” Грэм Кайл и директор пограничной службы по южным направлениям и Европе Кэрол Апшэлл, также отстраненные от выполнения служебных обязанностей, распорядились не проверять подлинность биометрических паспортов приезжих и не сравнивать отпечатки пальцев граждан с базой данных террористов и преступников.
По словам министра, такое ослабление контроля на границе произошло без согласования с высшим руководством министерства. Впрочем, этому заявлению не верят британские депутаты, которые усомнились в том, что руководство Министерства внутренних дел могло не знать о систематическом нарушении пограничниками должностных инструкций.
Министр Тереза Мэй обвиняет во всех грехах своих подчиненных, которые уже арестованы и, скорее всего, понесут соответствующее наказание. А профсоюзы уверены, что во всем виновата мера правительства Великобритании по сокращению персонала в пограничных службах. В последнее время в целях сокращения расходов было уволено 700 сотрудников службы. Согласно планам правительства страны к 2015 году могут быть уволены еще 5 тысяч человек из пограничных служб.
Британская оппозиция также не упустила возможности покритиковать власти и самого премьер-министра Дэвида Камерона. “Дэвид Камерон и Тереза Мэй должны как можно быстрее взять под контроль ситуацию с незаконной иммиграцией и безопасностью границ. Госпожа Мэй должна дать ответ, не усиливает ли сокращение 5 тысяч сотрудников Пограничного агентства давление на работающих пограничников, не заставляет ли их эта ситуация ловчить и халтурить”, - заявила теневой министр внутренних дел Ивет Купер.
Между тем сама Тереза Мэй считает, что британский акт о правах человека мешает эффективной борьбе с терроризмом и преступностью. И ее позицию разделяет и британский премьер-министр.
И тут хотелось бы добавить, что в Европе сегодня два главных вопроса, которые необходимо решать как Министерству внутренних дел, так и в целом правительству.
Первая - вести такую иммиграционную политику, которая не вредила бы европейской безопасности с одной стороны и не нарушала прав мигрантов с другой. Это очень сложная задача, особенно сегодня, когда волна иммигрантов из Северной Африки буквально захлестнула Европу, а столицу Британии все чаще иронично называют Лондонистан, намекая на крупную мусульманскую общину, которая все больше выставляет свои требования. Свобода и демократия, за которой приехали мигранты из преимущественно мусульманских стран, сегодня оборачиваются другой стороной для коренных европейцев. Собственно, Европа ближайшего будущего, на мой взгляд, будет совсем не той, что в начале рождения Союза Угля и Стали, и даже не той, что в 60-е годы, когда Европа радостно встречала иммигрантов. Сегодняшней Европе необходимо пересмотреть многие взгляды на внутреннюю политику, когда потенциальными террористами часто оказываются собственные граждане. И тогда Запад будет вынужден отойти от некоторых “демократических” законов, ведь безопасность как на границе, так и внутри страны - архиважная задача.
Вторая проблема - чисто европейского характера. Необходимо согласование правительственных мер с требованиями сильных европейских профсоюзов. Когда я наблюдаю за тем, какое влияние имеют профсоюзы в той же Британии, у меня создается впечатление, что там создан и функционирует настоящий социализм, реальная власть рабочего класса. Там, в Великобритании, а не в том СССР.
|
Тереза Мэй считает, что пора пересмотреть некоторые британские законы |
Ответ Посольства
Великобритании
в Казахстане
Продолжая мысль Глеба Жиглова, я бы добавила, что качество работы государственных органов определяет их умение открыто говорить о своих недостатках и пытаться честно их решать.
Впрочем, уверена, что меня не поддержат те казахстанские граждане, которые намучились при получении британских виз. На самом деле, мне и моим коллегам в редакции не раз поступала информация о сложностях при получении британской визы, о том, что нет гарантии получить визу вовремя, а также о случаях, когда нашим гражданам приходилось менять дату вылета, потому что выдача визы затягивалась по непонятным причинам. В частных разговорах жаловались и на высокомерное отношение к заявителям виз в британских консульствах. Мол, держат нас за представителей третьих стран. На что я, особенно в свете последних скандалов в британском МВД, парирую, что один из сотрудников Пограничного управления был пойман с поличным: в его кабинете были обнаружили фальшивые нигерийские паспорта. Такое вот “трепетное” отношение к африканским гражданам, самым что ни на есть третьим странам. Так что, может, у нас в Казахстане проблема локального характера - либо взяток не даем, либо штат в Консульстве и Посольстве Великобритании в Казахстане очень гордый? Вопрос остался открытым.
Между тем на наш запрос разъяснить ситуацию в Посольстве Великобритании в Казахстане ответили, что на сайте посольства для всех желающих выехать в эту страну есть подробная информация об условиях получения визы. Более того, заявителям советуют не бронировать билеты до тех пор, пока виза не будет действительно выдана.
Сложность ситуации, по-видимому, состоит в том, что бронировать билеты в наших авиакомпаниях лучше заранее, иначе можно оказаться в другой дурацкой ситуации - виза есть, а свободных мест в самолете уже не осталось.
Между тем в очень деловом официальном ответе отдела по связям с общественностью Посольства Великобритании в Астане мне сообщили, что “согласно последнему докладу Туристической ассоциации Казахстана, в котором были изучены различные аспекты процесса выдачи виз в ряде стран, британская система была высоко оценена”.
Но лично я в этом и не сомневалась.
Люблю Европу за ее приверженность к порядку и учету. И эту любовь не поколебала, а только укрепила свежая британская борьба с коррупцией на границе. Ведь в эпоху глобализации никакая граница не может быть на замке, просто гости должны понимать, что без особого приглашения приходить неприлично. И небезопасно для хозяев. |