ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Компрадоры возвращаются Мир

Ботагоз Сейдахметова
Казахстанский политолог, арабист Расул Жумалы считает, что ливийская революция может пойти по пути киргизских революций, где до сих пор идет борьба кланов и нет политической культуры и традиций.
Отличие же в том, что режим Каддафи держался так долго за счет богатых запасов нефти и газа. Так что одним из итогов падения Триполи стало то, что Пекин и Москва потеряли или заморозили свои крупные бизнес-проекты, в то время как западные инвесторы и в целом Запад, скорее, расширят свое присутствие в этой североафриканской стране. И вопрос заключается лишь в том, с кем конкретно теперь будет договориваться Запад. По мнению Расула Жумалы, Ливия вполне может вернуться к системе, которая существовала там до 1969 года, то есть к компрадорской монархии

- Расул, можно ли считать падение режима Каддафи практически свершившимся фактом? Перемены начались как в Ливии, так и по всему Ближнему Востоку и, по сути, затронули весь мир. Как Вы считаете, есть в Ливии потенциальные силы, которые смогут создать новую Ливию по образцу западной демократии? И нужна ли, по сути, такая демократия странам Ближнего Востока?
- Действительно, это свершившийся факт. В сравнении с Тунисом и Египтом в Ливии сопротивление прежнего режима заняло практически полгода. Это было народное восстание, потому что неудовлетворение ситуацией чувствовалось по всей стране. Богатые нефтью восточные провинции были обделены, и основную выгоду извлекала правящая верхушка, а вложения больше шли на запад страны. Я сам много бывал на Востоке и видел несоответствие богатству этого региона положения городов, состояния дорог, социальной инфраструктуры.
Режим Каддафи продержался очень большой период, и это в основном были непосредственно его родственники, соплеменники плюс огромное количество денег, которое выделялось на подкуп наемников со всей Африки, которые воевали на стороне Каддафи. Каддафи вел войну против собственного народа, так что итог всего этого был предрешен еще в феврале и марте.
В феврале и марте активисты Бенгази и других восставших городов предлагали Каддафи сесть за стол переговоров, договориться о будущем Ливии, о мирной передаче власти и строительстве новой страны. Но Каддафи на переговоры не пошел. Так что амбиции одного человека, который до последнего держался за власть, стоили жизни многим людям. Сейчас продолжаются посточаговые бои, но это предсмертные телодвижения. Сторонники Каддафи сегодня опасаются мести, им придется отвечать перед законом за свои преступления.
Что касается вопроса, могут ли новые силы создать новое государство, Ливия получила независимость в начале 50-х годов, когда была колонией Италии. После этого была создана компрадорская монархия во главе с Синусси, но эта независимость была бутафорской, потому что там было засилие нефтяных западных монополий - американских, английских, итальянских. А ливийцы фактически оставались гражданами второго сорта, и на этой почве в 1969 году произошла сентябрьская революция во главе с Каддафи, после чего он находился у власти 42 года. Я все это перечисляю к тому, что каких-то государственных традиций и опыта у этой страны очень мало. Исторически так сложилось. Сама Ливия разделена на три условных региона: запад - Триполитания, восток - Керинаика и часть Сахары - зона вольных племен. То есть Ливия - это конгломерат разных областей, местностей, родов, племен, и Каддафи все это время удавалось каким-то образом удерживать баланс, задабривать племенных руководителей, выплачивать им серьезные деньги за счет нефтедолларов...
Сейчас объединительные идеи на Ближнем Востоке, такие как арабский национализм, чувство гражданственности, ислам, не так сильны, и поэтому невозможно в короткое время преодолеть все имеющиеся разногласия. Это можно наблюдать и по составу временного правительства, в которое входят различные структуры, различные деятели, которые придерживаются разных взглядов на будущее Ливии, отношение к странам Запада, иногда эти мнения диаметрально противоположные. В отличие от Египта, где традиции сильны, где достаточно сильная поддержка со стороны армии, которая сохраняла нейтралитет, в Ливии всего этого очень мало или нет вообще.
Так что здесь дальнейший сценарий развития ситуации можно сравнить с Кыргызстаном, то есть будет длительный момент притирки, длительный процесс нахождения перемирия между племенными кланами, которых сейчас появится очень много - племенных лидеров, партийных и прочих. Так что процесс будет длительным.
- Какова, по-Вашему мнению, роль Запада в арабских революциях?
- Первоначально роль Запада - это была роль статиста. Я не сторонник теории заговора, не сторонник того, что все это делали какие-то западные структуры, даже если и был умысел со стороны Запада, в основном были мотивы внутреннего характера плюс пример соседних государств. Первое слабое звено - Тунис, не нашлось ни одного оракула, который бы сказал - да, я это предвидел. Слабые места в арабском мире были, и об этом говорилось всегда, о том, что там демократия бутафорская, что там засилие тиранов, но никто не ожидал Туниса. Но после Туниса ситуация перекинулась на другие страны.
alt

Ливийские повстанцы отмечают победу. Но что ждет страну в ближайшем будущем, пока никто не знает...

- Но бомбардировка НАТО - разве не вмешательство Запада?

- Они оказались в очень непростой ситуации, им надо было как-то реагировать. По Тунису они набрали воды в рот, это было полной неожиданностью. Затем было время для раскачки во время египетских беспорядков, хотя все эти три недели, пока Мубарак цеплялся за власть, и Белый дом, и Европейский союз, занимали двоякую позицию - не выступали открыто против Мубарака и в то же время призывали его прекратить насилие, попытаться передать власть мирным путем. И лишь в Ливии это приобрело определенный характер - волна была известна, тенденции и само отношение Запада, который терпел режим Каддафи. До 2003 года Ливия находилась в списке стран-изгоев, в отношении которой были применены санкции ООН, международная блокада.
Отношение к одиозной личности Каддафи, которого обвиняли во всех смертных грехах, часть из которых подтвердилась, - поддержка террористических организаций, организация терактов против граждан западных государств, финансирование группировок, - было негативное, но его терпели только из-за того, что он лидер богатого нефтяного государства, который пользуется авторитетом у черной Африки.
Так что события февраля 2011 года развязали руки Западу, и они стали называть вещи своими именами, вспомнили, что он диктатор, что он самовлюбленный гигантоман. Запад присоединился своими действиями только после того, как гражданская война стала набирать обороты. Была принята резолюция ООН, которая открыла дорогу НАТО для военных операций в Ливии только тогда, когда силы Каддафи уже были на подступах к Бенгази и оставалось всего чуть-чуть, чтобы подавить восстание повстанцев. Именно в это время была поспешно принята резолюция ООН, за которую проголосовали Франция, США, Великобритания, а Китай с Россией воздержались и не использовали право вето. И решение было принято. Это случилось тогда, когда западные лидеры перешли Рубикон и заявили о незаконности режима Муаммара Каддафи, то что поддерживают временное правительство. О военном вмешательстве речи не шло, особенно на фоне неудач в Афганистане и Ираке. Никто не принимал на себя такой ответственности. И лишь понимание того, что Каддафи может вернуть все на круги своя, развязало руки НАТО. И то, если вы помните, на первых этапах действия НАТО инициатива принадлежала Франции и Великобритании, американцы отдали полномочия в руки своих французских и британских коллег. Американцы присоединились лишь к концу весны.
- Последний вопрос связан с пресловутой зависимостью от нефти и газа. Действительно, Ливия богата природными запасами. Как Вы думаете, как новые власти будут строить отношения с Россией и Китаем, с Западом в этой сфере, и вообще, как изменится ситуация в нефтегазовом секторе?
- Мне кажется, когда западная коалиция приступила к бомбардировке Ливии на стороне повстанцев, конечно, здесь лежали мотивы, о которых я говорил, - заинтересованность в том, чтобы вместо Каддафи пришли более демократические, более предсказуемые силы. Я думаю, что альтруизма было немного, и расчеты, построенные на нефти, присутствовали и при принятии ООНовской резолюции, и при бомбардировках НАТО. То есть эмиссары НАТО уже тогда вели переговоры о посткаддафиевском времени, о том, какими привилегиями будут пользоваться западные транснациональные компании.
 Мне кажется, что это было одной из важных составляющих переговоров в обмен на оказание помощи со стороны НАТО. Там были поставки современного оружия.
Кроме того, было немало разговоров, и я к ним отношусь очень серьезно, некоторые военные операции удались повстанцам очень легко, особенно это касается Триполи - сильного, укрепленного пункта, взяли буквально за день-полтора, хотя все военные специалисты говорили о месяце осады Триполи. Речь шла о предателях в окружении Каддафи, которых купили (я придерживаюсь этой версии), они просто сдали город за энную сумму денег. Понятно, что эти деньги им дали не повстанцы, а представители Запада. Понятно, что эти услуги были оказаны Западом под какие-то условия, во главе которых желание удержать нефтяные интересы. И в этом случае ливийское руководство будет постепенно возвращаться к той компрадорской монархии, которая существовала до 1969 года, когда в обмен на лояльность они отдавали западным корпорациям свои нефтяные районы. Они будут вынуждены это делать, здесь возрастет влияние американских и европейских компаний вместо российских и китайских.
- Значит, Китай и Россия в стороне сейчас остались?
- Россия большие деньги вложила не только в нефтяные активы, речь идет, по-моему, о долге в 8 миллиардов долларов, которые в 2005 году Россия простила Ливии еще с советских времен под нефтяные и прочие проекты, в том числе железная дорога между Триполи и Бенгази. Сейчас эти проекты, мне кажется, будут закрываться. Потому что Китай и Россия не поддержали повстанцев. Китай молчал, а Россия занимала двоякую позицию, даже тандем Медведев - Путин придерживался диаметрально разных позиций. Медведев поддерживал повстанцев, а Путин считал, что это внутреннее дело Ливии. Все случалось, как случилось, Россия осталась с носом. Китай, который является глобальной экономической величиной, показал, что не является глобальной политической величиной.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение