|
Ботагоз Сейдахметова
Напряжение, агрессия, нетерпение в отношении чужой культуры, другого цвета кожи, другой религии в мире становятся с каждым годом все более очевидными явлениями. Как следствие, все более популярными становятся идеи различных националистических партий, как минимум, в маргинальной среде. И сегодня даже традиционно нейтральная часть планеты, которая тихо и мирно жила в собственном мире, взорвалась. Двойная трагедия для Норвегии однозначно станет рубежом - той датой, которая разделит жизнь в стране на “до” и “после”. 22 июля 2011 года в Норвегии свершилась маленькая революция, которую, как оказалось, два года готовил один человек с целью изменить политический строй в стране. И даже приурочил к “исторической” дате публикацию трактата-манифеста “2083 - Европейская декларация независимости”
Трагедии государственного уровня, как ни цинично это звучит, стали привычной информационной картинкой мира. Казалось бы, трагическая гибель российского теплохода “Булгария”, унесшего жизни ста с лишним человек, стала самым страшным потрясением этого лета, но двойная трагедия в тихой скандинавской стране все же оказалась неожиданной и шокирующей новостью.
В прошлую пятницу, 22 июля 2011 года, в столице Норвегии в центре города прогремел взрыв, унесший жизни, по крайней мере, семи человек. Позже в тот же день в 45 километрах от Осло на острове Утойя некий мужчина в полицейской форме расстрелял, по разным данным, более восьмидесяти молодых людей - участников молодежного политического лагеря (лагерь был организован Рабочей партией Норвегии).
Первая же версия была, как и следовало ожидать, что за обеими трагедиями в Норвегии стоят исламские экстремисты. Но уже на следующий день, в субботу, фото человека, расстрелявшего из автомата молодых людей на острове, появилось на всех мировых телеканалах. Им оказался европеец, более того - норвежец Андерс Беринг Брейвик, которому предъявили обвинение по статье “терроризм и террористическая деятельность”.
Брейвик уже успел дать признательные показания, причем взял на себя и совершение взрыва в центре Осло, но вины своей не признает.
Потому как дело было “правым” и убийства были совершены ради “высокой” идеи.
На самом деле сразу после терактов один из норвежских телеканалов передал, что преступник связан с правыми экстремистскими кругами, распространяющими те самые праворадикальные идеи, которые льют воду на мельницу националистов и маргинальной части европейского общества, уставшего от множества социальных проблем, которые легче всего объяснить наличием в стране иностранных конкурентов.
Шведская организация, отслеживающая ультраправую деятельность, сообщает также, что Брейвик был членом шведского неонацистского интернет-форума Nordisk.
Так что история 32-летнего норвежского террориста-одиночки - это типичная для современной Европы история противостояния традиционной христианской культуры и новой культуры иммигрантов, большая часть которых прибыла в страны Европы из мусульманских стран. Отсюда и растущая популярность праворадикальных партий, и исламофобия.
Впрочем, многие идеи правых довольно просты и логичны, как то: обязательная полная интеграция иммигрантов в светское европейское общество. Что включает обязательное знание соответствующего европейского языка, законов страны проживания, соблюдение и уважение местных традиций. С этими требованиями трудно не согласиться. Например, в Германии и Франции многие местные жители, с которыми мне доводилось общаться на тему иммигрантов, даже не пытались быть политкорректными, когда критиковали иммигрантов из Турции или стран Магриба. С одной стороны, такая нетерпимость объясняется реальными фактами недостаточной интеграции иммигрантов в европейский социум. Ведь в последнее время даже официальные власти некоторых ведущих европейских государств выступают против ношения хиджаба, да и прочей религиозной атрибутики.
Но с другой - очень часто отношение к иноверцам-иммигрантам является типичным стереотипом в восприятии всего чужого и непонятного, и тогда политикам-популистам очень легко манипулировать маргинальными массами европейских обывателей, сваливая все беды и проблемы на чужаков.
А ведь известны и случаи весьма удачной интеграции иммигрантов, которые даже занимают высокое положение в обществе. К примеру, в Германии немало политиков, потомков иммигрантов, которые защищают интересы тех же турков. А во Франции известны нефранцузские имена лучших спортсменов, которые защищают имидж страны за пределами Франции.
И еще, к слову, идеи правых в Европе зачастую имеют поддержку даже неэтнических европейцев, потомков иммигрантов из мусульманских стран. Известно, что немалый процент голосов для партий правого толка обеспечивается именно этими гражданами. Вот такой парадокс.
На мой взгляд, взрыв общественного мнения в тихой скандинавской стране скорее логичен, чем нетипичен. Просто в таких странах ЕС, как Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Великобритания и даже Италия, тема европейского национализма давно является открытой и обсуждается на государственном уровне. В то время как страны Скандинавского полуострова даже сейчас не хотят признать факт наличия националистических групп и настроений в обществе. Именно это нежелание видеть очевидное и привело Норвегию к событиям 22 июля. Какая скандинавская страна будет следующей?
По личному опыту знаю, что в среде высокообразованных европейцев ведущих стран Европы как-то не комильфо сочувствовать правым идеям даже официально зарегистрированных партий. Но ведь Европа разная, и даже при наличии значительного среднего класса достаточно большой процент европейских граждан живет в деревнях и малых городах, страдает от безработицы. Так что зерна праворадикального популизма падают на нужную почву.
|
22 июля 2011 года - водораздел в истории современной Норвегии |
Судя по манифесту “европейской независимости” Брейвика, этому “монументальному” 1500-страничному документу, который был публикован в Интернете 22 июля, то бишь в день терактов, все его рассуждения основаны на исламофобии и неком собственном понимании марксизма как вредной идеи.
На первый, второй и даже третий взгляды, Андерс Беринг Брейвик явно страдает одним из известных видов психического душевного заболевания. Но, с другой стороны, на мой взгляд, этот человек не один в своих идейных поисках европейской идентичности, которая категорически не признает “вредную” примесь исламской культуры, основанную на марксистских постулатах.
В записях Брейвика на том неонацистском форуме говорится о том, что мусульмане “пытаются колонизировать” Западную Европу и виноваты во всем этом мультикультурализм и “культурный марксизм”.
Между тем появилась также информация, что манифест “2083 - Европейская декларация независимости” на деле оказался банальным плагиатом. Мол, двух лет слишком мало, если все честно писать самому и вынашивать идеи. На деле нужно не менее девяти лет для такой работы.
Напомню, манифест расписан на 1500 страницах.
Исследователи говорят о том, что документ напичкан цитатами из Мао и Макиавелли, а программные тезисы буквально списаны у другого террориста-одиночки с говорящим прозвищем Унабомбер.
Американский подрывник-одиночка Тед Качиньский написал свой манифест “Индустриальное общество и его будущее” в 1995 году, где заявлял, что его террористическая активность была необходима для привлечения общественного внимания к тому, что человеческая свобода находится под угрозой из-за технической модернизации мира. На протяжении многих лет он отправлял по почте бомбы в организации США, которые считал двигателями технического прогресса.
Брейвик повторил слова Унабомбера о том, что его “действия были ужасающи, но необходимы”. От себя же он добавил, что требует провести слушания по своему делу в открытом режиме, чтобы подробно рассказать о мотивах своего преступления. Кроме того, Брейвик также попросил разрешения предстать перед судом в униформе. И если власти Норвегии пойдут на эти условия террориста, то это будет лишь рекламой как для самого Брейвика, так и для всех националистических идей в целом.
Вообще, невольно на почти положительный имидж Брейдвика работают журналисты, которые серьезно “копались” в его прошлом и настоящем, сопровождая свои исследования симпатичными фотографиями голубоглазого страдальца за идею.
Так, мои европейские коллеги выяснили, что предпочитал читать Брейвик. Оказалось, что его любимые книги это “Критика чистого разума” Канта и “Исследование о природе и причинах богатства народов” Адама Смита. Возможно, что этот факт взбудоражит впечатлительные умы узкообразованных европейцев, но не меня и многих из моего советского поколения, человека с крепким советским образованием. Для нас было обыденностью чтение философских книг, и революционными попытками переделать этот несовершенный мир мои ровесники переболели еще в юности, а к 30 годам уже, что называется, “перебесились”.
Между тем оказалось, что юный, по европейским меркам, Брейвик держит в кумирах Уинстона Черчилля, является поклонником Макса Мануса - героя норвежского Сопротивления времен Второй мировой войны.
Добавлю опять же, что для моего времени - кумиры тоже из области увлечений ранней юности.
Вот и выходит, что современная европейская молодежь от 20 до 35 лет страдает кризисом самоидентификации, и политикам нужно крепко задуматься о том, что не только радикальный ислам сегодня опасен для Европы. |