|
Ботагоз Сейдахметова
Второе полугодие 2011 года, с 1 июля, Европейским союзом будет управлять Польша, к которой бразды председательства в союзе перешли от Венгрии.
Главная задача Варшавы в качестве председателя ЕС - это быстрый экономический рост Европейского союза и укрепление политической силы союза.
Решение этих целей в период польского председательства пойдет по трем приоритетным направлениям. Первый приоритет: европейская интеграция как источник роста. Второй - безопасная Европа. Третий - Европа, пользующаяся открытостью.
Известно также, что Польша намерена распространить свое влияние на Беларусь и Украину. В частности, поддерживать Украину на пути евроинтеграции
Семь лет в ЕС
Напомню, что Польша вместе с другими девятью государствами Восточной Европы вошла в состав Европейского союза 1 мая 2004 года. В истории Европейского союза это было самое крупное расширение. Таким образом, Польша, с ее населением в неполных 40 миллионов человек, стала самым большим, в том числе и территориально, новым государством - членом Европейского союза. Более того, еще в период своего кандидатства Польша продемонстрировала, что не намерена быть пешкой в игре трех главных и матерых государств ЕС - Германии, Великобритании и Франции, и показала свой свободолюбивый характер.
Именно поляков западные европейцы винили в свое время в том, что они-де тормозят принятие единой европейской конституции, выдвигая собственные требования. К слову, со своими замечаниями выступали и англичане. В частности, британская сторона выступила против общего флага и герба, против предложенного кандидата на пост министра иностранных дел Европейского союза, не приняла Европейскую хартию по правам и свободам.
Не могу не заметить, что абсолютно солидарна и с поляками, и с британцами, которые справедливо настаивали на том, чтобы конституция учитывала такие положения, как семейное право, то, что отношение к религии и гомосексуальным бракам должно находиться в сфере деятельности национальных законодательств и парламентов. И то, что европейский парламент не может и не должен навязывать решение этих вопросов.
На то она и Великобритания, которая стояла у истоков создания тогда еще Союза Угля и Стали, так что ей можно показать и зубы. Однако “локомотиву” ЕС не пришелся по нраву молодой, но резвый новичок в лице Польши.
Впрочем, поляки довольно быстро заставили себя уважать и не только укрепили свои политические и экономические позиции в западном мире, но стали очень динамично развиваться.
Несомненно, вступление в Европейский союз для Польши оказалось благом. Огромный финансовый приток в миллиардах евро в экономику Польши из структурных фондов Европейского союза оказал положительное влияние на всю экономику страны. Особенно на сельское хозяйство, которое в Польше традиционно развито. Кроме того, вся инфраструктура страны за семь лет в ЕС преобразилась. В частности, улучшились автомобильные и железные дороги, аэропорты стали более современными и комфортными, и собственно вся социальная инфраструктура стала качественнее.
Польские власти ставят задачу догнать развитые страны мира, и, по словам председателя комиссии по региональному развитию Европейского парламента польки Дануты Хюбнер, “экзамен по эффективному использованию европейских финансовых средств Польша пока проходит с положительным результатом”.
Пани Данута Хюбнер уверена, что вследствие этих действий, способствующих инвестициям и поддерживаемых финансовыми средствами ЕС, а также правительственными превентивными мерами, мировой экономический кризис финансовых и банковских рынков, принесший серьезные последствия во всем мире, довольно мягко обошелся с экономикой Польши. “Растущая со скоростью 6,7 процента в 2007 году польская экономика в самый трудный момент кризиса росла на уровне 1,8 процента, - говорит Данута Хюбнер. - Это был лучший результат в Европе. Последние среднесрочные прогнозы Европейской комиссии предусматривают рост польской экономики со скоростью 4,1 процента за 2011 год. Таким образом, Польша становится лидером роста среди государств ЕС, не являющихся членами зоны евро”.
По мнению Дануты Хюбнер, на протяжении последнего десятилетия Польша выглядит как хороший ученик, “внимательно идущий по стопам своих старших коллег, адаптирующий при этом существующие в других странах лучшие решения циклических проблем и препятствий”. “Однако в какой-то момент подражатель должен выбрать свой собственный путь и установить новые приоритеты, - считает она. - Безусловно, выбранный Польшей курс на рациональную и ответственную политику в ответ на экономические и общественно-политические вызовы начала XXI века служит не только нам самим, но и всему Европейскому союзу, его ближайшей среде, а также всему миру в этот период огромного ускорения политических, социальных и демографических реформ”.
|
Генконсулы Венгрии и Польши провели совместную конференцию в Алматы... |
Задачи председателя
Единую конституцию после долгих споров все же приняли. Но нынешнее председательство в Европейском союзе несколько поутратило тот вес и авторитет, которым обладало до ратификации Лиссабонского договора. Впрочем, градус ответственности председателя ЕС не снижается, так что официальная Варшава имеет шанс на продвижение Польши в области культуры, экономики и политики.
Варшава запланировала целый ряд по-настоящему грандиозных проектов в рамках своего председательствования в ЕС, большая часть которых, скорее всего, перейдет следующему после Польши председателю Европейского союза. А все потому, что задачи поставлены серьезные и шестью месяцами тут не отделаешься.
Судите сами, польское правительство намерено:
- разработать новую модель экономического роста, которая позволит обеспечить благосостояние жителям Европы в последующие десятилетия;
- создать новый многолетний союзный бюджет, являющийся инвестиционным орудием, служащим реализации стратегии “Европа-2020”;
- завершить строительство единого внутреннего рынка ЕС;
- способствовать развитию электронных услуг (создание правовой системы, облегчающей заключение потенциальных интернет-сделок);
- улучшить ситуацию с предприятиями малого и среднего бизнеса (облегчение доступа к финансовым рынкам и фондам повышенного риска, поддержка на рынках третьих стран и создание патентной системы);
- организовать форум внутреннего рынка;
- укрепить экономическое управление в Европейском союзе (в частности, улучшить регулирование и контроль за финансовыми рынками, разработать правила кризисного управления);
- создать устои внешней энергетической политики Европейского союза;
- провести реформы единой аграрной политики (решение вопроса о прямых доплатах и поддержке развития аграрных районов);
- укрепить военные и гражданские возможности ЕС (что означает продолжение диалога ЕС и НАТО);
- расширить сферы европейских ценностей и регулирования путем дальнейшего расширения Европейского союза и развития сотрудничества с соседними странами;
- поддержать партнерство с Востоком (заключение соглашений об ассоциации, создание зон свободной торговли, завершение либо значительное продвижение в переговорах с Украиной и Молдовой, визовая либерализация);
- содействовать прогрессу в области расширения ЕС: в частности, завершить переговоры о вступлении Хорватии в ЕС и подписать договор о вступлении, продолжить переговоры о вступлении Турции и Исландии, а также поддержать европейские запросы западнобалканских стран;
- установить новые рамки сотрудничества между ЕС и Россией (поддержка действий, направленных на подписание нового соглашения с Россией, а также развитие партнерства ЕС - Россия на благо модернизации);
- продолжить предыдущий раунд многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации.
Обо всем этом подробно рассказали казахстанским журналистам на пресс-конференциях, которые посольство и Генеральное консульство Польши провели на прошлой неделе в Астане и Алматы. В частности, Генеральный консул Польши в Алматы Веслав Осуховски сказал, что председательство Польши “проходит в очень интересное и очень сложное время” и “мы хотим усиленно поработать над тем, чтобы укрепить европейскую интеграцию как источник роста”.
Кроме того, начальник отдела содействия торговли и инвестициям Посольства Польши в Казахстане Анджей Стефаньски сказал, что надеется, что “скоро Варшава получит прямой рейс из Казахстана - из Астаны или Алматы”. “Со стороны государств есть ожидание, чтобы сделать это как можно скорей”, - обнадежил он журналистов.
|
А посол Польши Яцек Ключковски - в Астане |
Сложный момент
для председателя
По мнению польских аналитиков, председательство Польши проходит в очень сложный для союза момент, когда мировой финансовый кризис еще не завершился. Практически во всех странах Европейского союза наблюдается снижение ВВП, растет число безработных и число недовольных, нет финансового стимула для инвестирования общественных потребностей.
Все это логично ведет к тому, что дебаты по европейскому бюджету на период с 2014 по 2020 год будут особенно жесткими. Кроме того, Европейский союз должен еще раз обсудить вопросы политических и экономических реформ в многих сферах. В частности, в сельском хозяйстве, которое в ЕС в последние годы переживает эпидемии и высокие цены и влияет на межгосударственные отношения внутри союза.
И главная проблема для нынешней Европы - это достижение реального единства стран Европейского союза, особенно в области инвестиционной политики, которая позволит выйти из кризиса.
Поклон от Украины
Могу только предположить, что попытки Польши как-то содействовать Украине в ее желании интегрировать в ЕС станут одной из наиболее скандальных тем наступающего полугодия в отношениях Польши с Россией.
Между тем президент Украины Виктор Янукович возлагает на председательство Польши в Совете Европейского союза большие надежды. В частности, Украине важно содействие Польши в совершенствовании отношений между Украиной и ЕС.
А глава Верховной рады Украины Владимир Литвин также горячо отреагировал на новую роль Польши в ЕС и также убежден, что Польша сможет способствовать позитивному завершению переговоров о вступлении Украины в ЕС, кроме того, успешному проведению чемпионата Европы по футболу - Евро-2012, который пройдет в Украине и Польше.
Украинские политики уверены, что Украина должна воспользоваться председательством Польши в ЕС для того, чтобы подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, а также ввести безвизовый режим между Украиной и странами ЕС.
Учитывая польский менталитет и амбиции польских политиков в ЕС, все надежды украинских соседей вполне имеют возможность не то чтобы решиться в одночасье, но уж точно сдвинуться с мертвой точки.
Но с учетом непростых отношений Варшавы с Москвой битва за Украину может еще больше усложнить эти отношения. Впрочем, не стану торопиться с выводами. Время покажет, что Украине даст польское председательство. |