|
Ботагоз Сейдахметова
На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начал проникать во второй половине VII века в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. И сама история распространения ислама в Казахстане имеет длительный характер и собственную специфику. По сути, казахи не являются ортодоксальными мусульманами, потому как “ислам по-казахски” - это смесь ислама и местных языческих религий. Среди интеллигенции сегодня наиболее популярно мнение, что казахи - это, скорее, тенгрианцы, то есть поклоняющиеся небу
В нашей стране преобладает умеренный ислам суннитского толка, для которого характерна терпимость к инакомыслящим. Вообще казахам всегда был чужд религиозный фанатизм, тем паче попытки политизации ислама.
Тему ислама в Казахстане я продолжила в беседе с главным редактором информационно-аналитического портала Quorum.kz Адилем Каукеновым.
- Адиль, по Вашим наблюдениям, насколько активно идет процесс исламизации в Казахстане?
- На сегодняшний день в Казахстане идет очередная волна исламизации.
Первая была в средние века в связи с активностью Арабского халифата, а потом его проповедиков. Следующая - уже в составе Российской империи, ее носителями стали имамы из мусульманских регионов России, прежде всего Татарстана, и третья волна началась после распада СССР.
Был небольшой перерыв в начале 2000-х, но сейчас этот процесс заметно активизировался.
Прежде всего к исламу приходят люди, проживающие в более тяжелых социально-экономических условиях, так как им нужно черпать силу, и вера дает эту силу. Более того, если законы человеческие перестают действовать - в силу коррупции, разгула криминалитета и так далее, то общество начинает организовываться на тех законах, которые прошли апробацию веками, - на законах божьих.
- Какие слои нашего населения вовлечены в этот процесс? Что нам дает ислам кроме внешнего антуража в виде хиджабов и посещения мечети? То бишь насколько меняется менталитет нового поколения казахстанцев, по Вашему мнению?
- Исламизация идет прежде всего в сельской местности, так как аул остается более социально незащищенным по сравнению с городом. А так как казахи являются мусульманами, то если человек начинает соблюдать нормы ислама, это не вызывает отторжения, а наоборот - вполне заслуженное уважение.
И в этом не нужно видеть только угрозы, вера - это не столько антураж в виде одежды и ритуалов, сколько внутренняя основа поведения человека.
Ислам прежде всего акцентирует внимание на базовых моральных ценностях: нельзя убивать, обманывать, одурманивать себя алкоголем или наркотиками, быть чванливым и тому подобное, при этом нужно соблюдать элементарную гигиену, чистоплотность, стремиться к знаниям и многое другое.
Другое дело, что есть категория людей, которая, используя ислам, вовлекает людей в религиозные секты и экстремистские группировки. Но борьба с ними ни в коем случае не должна превратиться в ущемление прав мусульман.
Как меняется сознание казахстанцев, я бы хотел показать на следующем примере. В начале 90-х очень распространены были “тумары”, большое количество молодых людей носило их и воспринимало эти традиционные амулеты как часть исламской традиции.
Но на сегодняшний день активно практикующие мусульмане не носят “тумар”, и сама мода на них сошла на нет, так как проповедники из исламских стран либо наши студенты, отучившиеся в мусульманских странах, активно проводили политику разъяснения того, что традиция ношения амулетов противоречит канонам ислама.
Я думаю, что самая большая опасность может быть в расколе общества по классово-конфессиональному признаку.
То есть когда богатое меньшинство не признает ценности бедного большинства, то социальный взрыв может быть спровоцирован именно конфессиональными причинами.
Мы видим, что сейчас в Казахстане бедные слои населения все больше принимают именно исламские ценности, а в элите очень много разговоров о реанимации “тенгрианства” и прочем. |