|
Ботагоз Сейдахметова
Вот в чем вопрос! Вопрос правомерности военных действий западной коалиции в Ливии, по всей вероятности, в ближайшее время будет решаться на заседаниях сразу двух авторитетных организаций - СБ ООН и Ассамблеи африканского народа.
Проще говоря, бомбить Ливию - это борьба с тираном или вмешательство во внутренние дела суверенного государства?
Во вторник, 26 апреля, власти Ливии обратились к России с просьбой созвать экстренное заседание Совета безопасности ООН
Этот вопрос невольно вызывает в памяти историю современного Ирака. Накануне американской операции в этой стране СБ ООН вынес резолюцию, согласно которой бомбить Ирак не было никаких оснований. Оружия массового поражения не нашли и по сегодняшний день, но резолюцию с легкостью в свое время проигнорировали.
Теперь же ситуация несколько иная. Бомбить Ливию начали с благословления Совета Безопасности ООН, который буквально через месяц после того, как страну стали сотрясать беспорядки, 17 марта, принял резолюцию, позволяющую мировому сообществу для защиты мирного населения вмешаться в ситуацию в Ливии военными методами. Вести войну в Ливии отказалось единственное государство-член Совета Безопасности - Россия, хотя она и не стала использовать право вето при голосовании по этой резолюции.
Резолюция СБ ООН, в частности, требовала немедленного прекращения огня, а также исключала наземное вторжение в страну. Реакция не заставила себя долго ждать, и уже 19 марта Военно-воздушные силы Франции, Великобритании и США начали бомбардировки районов, находящихся под контролем сторонников Каддафи. В конце месяца командование операцией перешло к НАТО.
Кроме того, на этот раз была и причина, которая делала военную миссию благородной и даже гуманной. Западная коалиция, по их версии, борется с режимом полковника Каддафи, который, в свою очередь, ведет войну против собственного народа.
Стороны международного конфликта каждая по-своему была уверена в быстрой победе. Военная коалиция во главе с НАТО - в том, что уничтожить полковника лишь дело техники и короткого времени. В то время как ливийский лидер уверенно заявлял накануне бомбардировки страны, что в течение 48 часов он возьмет столицу оппозиционеров город Бенгази. Там, в Бенгази, находится сформированный, кстати, тоже в короткий период оппозицией Национальный переходный совет.
При этом уверенный в себе полковник пообещал амнистию тем мятежникам, которые добровольно сложат оружие.
С такой же реактивной скоростью произошли и последующие события середины марта. Лига арабских государств и несколько европейских правительств признают новопровозглашенную власть от оппозиции легитимной властью Ливии. Следом за ними крупнейшие международные организации объявили о разрыве связей с режимом Каддафи и введении санкций против Ливии.
|
От позиции России в СБ ООН зависит судьба ливийского полковника |
Но самое загадочное во всей этой молниеносной войне лично для меня состоит в том, что, по сути, крошечную страну с населением всего-то в 6 миллионов человек с первых же дней операции бомбили “серьезным” оружием - ракетами “Томагавк”. Уже на пятый день операции “Одиссея. Рассвет”, по признанию американских военных, были выпущены 162 крылатые ракеты.
Ощущение, что перед американскими военными была поставлена задача проверить в боевых условиях весь заложенный в современное оружие потенциал. Что конкретно бомбят американцы? Вернее - кого?
Впрочем, ответ на этот вопрос возник только на этой неделе, когда британские военные совместно с американскими коллегами вели переговоры по поводу плана “окончательного устранения полковника Каддафи”.
Так, министр обороны Великобритании Лиам Фокс сказал по-военному прямо - мол, “Если режим продолжит войну против собственного народа, то люди, участвующие в управлении войсками, будут рассматриваться нами в качестве законной цели”. И далее: “Один из тех, кто стоит на пути мирного завершения конфликта в Ливии, - это полковник Каддафи”.
Похоже военная операция в Ливии только набирает обороты?
Что касается позиции России, на которую возлагают надежды ливийские все еще легитимные власти, то тут, как обычно, море эмоций. Вполне в славянском духе. Так, бывший президент России, а ныне активный премьер-министр страны Владимир Путин как всегда имел сугубо личное мнение на ситуацию. В частности, резолюцию СБ ООН, разрешающую военную операцию в этой стране, он назвал “неполноценной и ущербной”, а действия США по вмешательству в конфликты в других странах - устойчивой тенденцией, в которой нет ни совести, ни логики. Кроме того, он выступил в защиту ливийского лидера и заявил, что у мирового сообщества нет права убивать его. Не оригинален российский политики был и в оценке причин военной операции коалиции. Он уверен, что это “крестовый поход”, причиной которого является охота за природными ресурсами Ливии. Мнение, как всегда, выглядит несколько эпатажно, но, впрочем, может, так оно и есть на самом деле?
Между тем в тот же день, 26 апреля, российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал буквально следующее: “Если новая резолюция будет подразумевать немедленное прекращение насилия и призыв сторон сесть за стол переговоров, то мы в России ее, безусловно, поддержим. Если же резолюция будет подразумевать дальнейшее углубление гражданской войны и применение насилия, то мы ее поддержать не сможем”.
Вопрос - быть или не быть - остается пока актуальным. |