|
Ботагоз Сейдахметова
Лидер Ливии, который почти 42 года управлял страной, - личность однозначно неординарная. И где-то очень сильно напомнил мне покойного Туркменбаши. Или Туркменбаши был похож на Муаммара Каддафи? Судите сами
На днях мне попалась на глаза интересная книга. Автор - Муаммар Каддафи. Эта книжечка у меня давно, ее мне дарил кто-то из иностранных дипломатов. Так и лежала бы она где-то на задворках моей домашней библиотеки, если бы не события в Ливии, которые пробудили интерес к одиозной личности ее тирана.
Собственно, именно этот труд ливийского лидера и объединяет его с покойным туркменским коллегой. Только “Рухнама”, которая тоже есть в моей библиотеке, внешне напоминает сложенные вместе тома толстовской “Войны и мира”. В то время как “Зеленая книга” выглядит скромной и тонкой, но с более фундаментальным содержанием.
Так вот, Каддафи пишет о парламенте, партиях, народных комитетах, обществе и законах, экономике, о роли прессы, о семье, племени, нации, об образовании, музыке, культуре и даже верховой езде.
Какие-то главы каждого, кто учил марксизм-ленинизм, уже не удивят. Напротив, приятное ощущение дежавю. Вот например: “Цель нового социалистического строя - создать счастливое общество, счастливое в силу своей свободы, это осуществимо только при удовлетворении материальных и духовных потребностей человека при условии, что никто не будет препятствовать удовлетворению этих потребностей и контролировать их.
Удовлетворение потребностей должно осуществляться без эксплуатации или закабаления других, иначе оно войдет в противоречие с целями нового социалистического общества”.
Правда, где-то все это мы уже читали?
Но особо привлекла мое внимание глава, посвященная роли женщины в обществе.
Каддафи пишет: “Все существующие ныне общества видят в женщине только товар. Восток рассматривает ее как предмет купли-продажи, Запад же отказывается признавать в ней женщину.
Побуждать женщину выполнять мужскую работу - означает посягать на женственность, отпущенную ей природой ради необходимости продолжения жизни. Мужской труд подавляет красоту, которой природа наделила женщину для выполнения ее основного назначения. Женщина не создана для несвойственного ей труда. Аналогия этому - соцветия растений, существующие для того, чтобы происходил процесс опыления и появлялись семена: если уничтожить цветок, растение утратит способность выполнять свое жизненное назначение. Яркая природная окраска самок бабочек, птиц и других представителей животного мира создана природой во имя великой цели жизни. Между тем, занимаясь мужским трудом, отрицая свое природное назначение и пренебрегая красотой, свойственной ей как женщине, женщина превращается в мужчину.
Женщина должна обладать полными правами, исключая право на превращение в мужчину и отказ от своей женственности.
В силу различного физического строения функции органов мужчины и женщины также различны. Различие этих функций обусловило различие темперамента, психического склада, нервной системы и телосложения. Женщина эмоциональна, привлекательна, плаксива, боязлива. Природа создала женщину нежной и слабой, мужчину - жестким и грубым”.
О “правильных” отношениях супругов писал в “Рухнаме” и Туркменбаши. В частности, покойный президент Туркменистана был уверен, что супружеский долг нужно выполнять только ради продолжения рода, а в другие дни - только воздержание.
С полковником Каддафи спорить трудно, все правильно и все по-мужски. Кажется, я даже слышала подобные розовые мечты о покорной и нежной жене, которая смиренно закатывает на зиму банки с вареньем и помидорами, от многих моих умных, образованных восточных приятелей. И как мудрая восточная женщина с ними не спорила. А зачем?
Вот и с Каддафи, похоже, соглашались не только его нынешние сторонники, но и потенциальные политические противники. Потому как Восток - дело тонкое. |