|
Ботагоз Сейдахметова
В России началась избирательная президентская кампания. Пусть и не официальная, но уже драматичная. Тандем Путин - Медведев может дать трещину или это игра на публику?
На днях Путин посетил Первый российский телеканал (естественно, репортаж показывал сам канал), где после полуночи пил чай за большим столом вместе с руководством и главными звездами канала. У меня было ощущение дежа вю, словно ВВП опять президент, а степень его обояния и ответного обожания, кажется, даже возросла. Особенно забавно было слушать вопрос доктора Малышевой о дочках Путина... А ведь чай он пил не с простыми работницами какой-нибудь ткацкой фабрики, для которых власть и ее представители сродни божественному, а с ведущими журналистами страны.
Собственно, любой выход Путина в народ в этом году совпадает с выходом президента. Пример - параллельное посещение больниц Медведевым и Путиным после теракта в Домодедово. На кого рассчитан такой пиар? И каковы результаты, по сути, начавшейся избирательной борьбы внутри властного тандема?
Вообще, насколько отдаляются (или нет) Медведев и Путин друг от друга? Ведь совсем недавно аналитики верили в абсолютный союз президента и премьер-министра.
По мнению моего собеседника московского политолога Алексея Власова, есть политика, есть прагматизм, а есть сугубо психологические моменты, которые ни в коем случае нельзя недооценивать.
“Как бы ни складывались отношения внутри тандема, все равно вопрос о том, кто именно пойдет на ближайшие президентские выборы в качестве кандидата номер один, остается открытым, - говорит Власов. - И, безусловно, есть внутри аппарата каждого из наших лидеров, чиновники мягко, но все же формируют поле напряженности между двумя возможными кандидатами “на престол”.
В российской политической традиции это, как неизбежность, поскольку при всей “включенности” аппаратных чиновников в логику действий своих патронов есть эпизоды, когда свита начинает играть короля. И тогда в публичном пространстве возникает ощущение конфликтности между Медведевым и Путиным, ну или, по крайней мере, обострения конкуренции между президентом и премьером”.
Что касается недавних трагических событий в Домодедово, то, по мнению Алексея Власова, эти события как раз из числа таких значимых событий для тандема. “Поэтому не случайно российский политолог Дмитрий Орешкин сразу же после медийно подсвеченных поездок Путина и Медведева по больницам, где находились пострадавшие от теракта, и встреч с силовиками высказал предположение, что это сигнал российской элите - вопрос о том, кто пойдет на выборы, еще не решен. Конечно, это субъективное ощущение политологов и журналистов, тем более что по степени влияния слухов на политику Россия стремительно приближается к Казахстану, который, как мне кажется, в последнее время только этими слухами и живет”, - говорит политолог.
Но сам факт параллельного включения президента и премьера по одной и той же теме, тем более медийному событию подобной важности, говорит о многом, уверен мой собеседник.
По его мнению, говорить о конфликте внутри тандема пока рано. Власов считает, что это скорее усиление конкуренции, которая реально свидетельствует о том, “что мы, наконец, вошли в избирательный цикл 2011-2012”.
При этом он добавляет - что касается качества этой медийной подсветки, то она примерно одинакова. “Нельзя сказать, что Путина показывают лучше, а Медведева не так хорошо, как ему хотелось бы. Такое, в принципе, невозможно, поскольку есть четко определенные нормы и правила поведения журналистов на Первом и Втором каналах. Это ведь часть образа - образа Путина и образа Медведева”.
“Я, честно говоря, не заметил, что в этом смысле произошли какие-то серьезные изменения. Сейчас нужно внимательно следить за тем, с какой частотой будут появляться на телеканалах президент и премьер. Я полагаю, что в какой-то момент станет ясно, какой из возможных кандидатов станет отрываться от своего партнера в информационных включениях. Это, наверно, и будет сигнал о том, что внутри тандема выбор, в конечном счете, сделан.
Можно ли говорить о серьезности амбиций Медведева на второй президентский срок?
Алексей Власов отвечает, что этот выбор, безусловно, будет согласован внутри самого тандема. “Я все-таки не верю в возможность глубокого конфликта между Путиным и Медведевым, более того, я не верю в системное расхождение позиций вроде либерал Дмитрий Анатольевич и сторонник жесткой политики Владимир Владимирович. Политика, по большому счету, одна. Разница только в интерпретациях и подачах. Ну и, конечно, в подборе наиболее близких людей”, - говорит политолог.
Я задала также вопрос, кто в чьей команде из политиков, которые сегодня представляют российскую власть, имея в виду ключевых министров и губернаторов.
“На большинстве ключевых постов в государстве по-прежнему находятся выдвиженцы путинской эпохи, - считает Власов. - “Медведевский призыв” еще только формируется, но парадоксально, что большинство губернаторов вряд ли однозначно можно отнести к сторонникам Путина или Медведева. Как и большинство нормальных чиновников, они с тем, у кого больше власти. Именно поэтому для России тандемократия - чрезвычайно непривычное состояние, бюрократия привыкла воспринимать сигнал только по одному каналу”. |