|
Ботагоз Сейдахметова
Белорусский президент Александр Лукашенко в прошлую пятницу официально остался на четвертый президентский срок. Для Азии такое событие не является чем-то из ряда вон выходящим. Но все не так для страны, которая географически относится к Европе и которую “свои” буквально за уши тянут в демократию и пытаются привить другие, читай: цивилизованные политические традиции
На самом деле я люблю Батьку нежной любовью. Ведь для журналистов он идеальный объект для долгого изучения. И не столько потому, что он уже пошел на четвертый срок, сколько потому, что каждая его речь достойна пера литератора, а дела - диктатора. Прошлый год, по сути, был годом избирательной гонки в Белоруссии. В итоге на старт вышли вместе с действующим президентом еще 9 кандидатов. Сегодня, уже после декабрьских выборов, часть вчерашних соперников Лукашенко сидит за решеткой.
Так решил победитель, он уверен, что оппозиция готовила заговор против него.
Самое забавное, как бы это цинично ни звучало, это заявление Лукашенко о том, что арестованным оппозиционерам “ни европейцы, ни американцы” не помогут.
Вот такой, он диктатор Европы, никакие западные санкции для него не страшны. Никакая зависимость от западных или восточных соседей не делает его более ручным. Эдакий стойкий оловянный солдатик.
Более того, именно этот фактор двусторонней зависимости Лукашенко очень ловко использует на практике. Достаточно вспомнить все газовые конфликты с Россией, когда Москва за какую-нибудь провинность (чаще всего, связанную с длинным языком президента) отключала белорусов от газа. Уже в далеком 2007 году за белорусов, как потребителей российских энергоресурсов, вступилась сама Ангела Меркель. Мол, нечего использовать известную российскую стратегию, опробованную две зимы на жителях Европы. Нельзя, пеняла она, оставлять жителей Белоруссии зимой без тепла, то бишь без газа и нефти. Результатом западного заступничества стало согласие тогдашнего российского президента Владимира Путина на встрече с немецким канцлером Ангелой Меркель создать на территории Германии хранилище газа совместно с немецкими партнерами, которое должно “стать залогом обеспечения безопасности поставок энергоносителей в Европу”.
Вот так хитро Батька и принципами не поступился, и газа российского не лишился.
Впрочем, ясно, что перекрой Россия поставки газа Белоруссии, вся Европа может остаться без тепла. С тех пор как-то повелось, что Минск не соблюдает договоренностей с Москвой и правила игры невольно ведет Батька. За что, собственно, западные аналитики не раз критиковали Кремль - мол, за свою лояльность нецивилизованному белорусскому лидеру вы и получили то, что получили.
А тут еще и наше общее членство в Таможенном союзе. Вот где можно развернуться и выставлять собственные условия, например, при таможенных процедурах на границе между Европой и Белоруссией.
Вообще, что касается России, с которой Минск периодически торгуется и шантажирует: вот и этот год начался для российско-белорусских отношений не так чтобы по-братски.
В частности, с очередного конфликта по поставкам энергоресурсов. И все опять, как и многие годы: российские компании пытаются повысить цену на нефть в ответ на намерения Белоруссии повысить тарифы на транзит. И опять Минск традиционно нарушил уже принятые договоренности по условиям поставок нефти.
Прокатит ли на этот раз проверенная тактика белорусской стороны? Сможет ли Москва стукнуть кулаком по столу и вести более жесткую политику с материально зависимым от нее Минском?
Сегодняшние аналитики прогнозируют - теперь, когда Лукашенко вновь удержался у власти, конфликты с Москвой чреваты и угрожают не только собственно белорусской экономике, но и личной власти вечного диктатора Европы.
Между тем сама старушка Европа всячески уже сегодня демонстрирует, что недовольна результатами декабрьских выборов. Сначала там проигнорировали церемонию инаугурации, потом традиционно грозят санкциями. Окончательно решение о санкциях, как ожидается, будет принято 31 января на встрече министров иностранных дел стран ЕС.
Но ведь Батька уже не раз выходил сухим из воды, и эффект от этих санкций будет минимальным. То бишь “заговорщики”, скорее всего, так и останутся в тюрьмах. |