|
Ботагоз Сейдахметова
Зачем сегодня нужна служба разведки? На этот вопрос попытался ответить гость дискуссионного клуба “Айт-парк” генерал-майор Женис Рыспаев - в прошлом один из руководителей разведки знаменитой 40-й армии в Афганистане, основатель и директор внешней разведки (служба “Барлау”), начальник главного разведуправления в ВС РК, заместитель председателя КНБ РК
По словам генерала Рыспаева, существование любого государства предполагает получение информации: политической, экономической и любой другой, необходимой для внешней политики страны. “Каналов информации много: СМИ, Интернет. Но это другая информация. У разведки есть свои специальные методы добывания информации. Для этого выделяется бюджет, разрешается такая форма деятельности, которая не разрешается журналистам”.
Армии
Прямая задача военной разведки, в частности Генерального штаба - отслеживать потенциал армии сопредельных стран, вероятного противника. “Мы знаем, на что способны армии соседних стран, - говорит генерал - Наша армия финансируется, на закупку техники и вооружения уделяется достаточно средств”.
Нам нужна армия. Она должна быть качественной - боеспособной и боеготовой. В рамках ОДКБ каждая армия стран-членов организации выполняет первоначальные наступательные операции. Оценивая внешние угрозы, в мире не ожидается большой конфронтации. “Сейчас раздувается проблема между Южной и Северной Кореей, на деле это преследование политических целей. До большого конфликта, думаю, не дойдет”.
Что нам может
угрожать?
Казахстану могут угрожать локальные конфликты, которые могут быть вызваны спорными территориями. Но на данный момент у него нет спорных территорий, все границы с сопредельными государствами - Россией, Китаем, Узбекистаном - делимитированы и демаркированы. Но, конечно, все может измениться. Генерал напомнил о территориальном споре между Японией и Россией, хотя документы о передаче островов были подписаны уже много лет назад.
Великая Персия
Я задала вопрос генералу, что он думает о роли Ирана в афганской проблеме, а также о том, как он оценивает информацию о том, что деятельность президента Хамида Карзая финансируется Тегераном? Есть версия, что сегодня Иран имеет большее влияние на ситуацию в Афганистане, чем США. В частности, об этом говорят недавние парламентские выборы в этой стране, в результате которых пуштуны представлены в правительстве меньше, чем хазарейцы, которых лоббирует Тегеран.
Женис Рыспаев ответил, что не знает точно о финансировании со стороны Ирана. Но при этом отметил, что Иран всегда имел влияние на Афганистан. Более того, Афганистан входил в состав Персии. Персия - это одна из древнейших цивилизаций мира. “Вторая нация Афганистана - это таджики, а таджики - это персы, - говорит генерал Рыспаев. - Западные провинции Афганистана, где проживают таджики, всегда имели тесные родственные связи с Таджикистаном. Культура Афганистана всегда была на персидском языке. И это раздражало пуштунов, особенно, когда пошел рост национального самосознания”.
В чем феномен
Афганистана?
Когда закончится война в Афганистане? Этот вопрос давно стал риторическим. “Любая война когда-то заканчивается”, - говорит генерал.
Он напомнил, что первая война в Афганистане началась с ввода советских войск. На то время существовал режим, близкий к идеологии компартии. “Там была партия НДПА во главе с Бабраком Кармалем, который хотел построить социализм в Афганистане в средневековой отсталой стране (с точки зрения современного развития). По достижениям культуры и духовности Афганистан не был отсталым”, - подчеркнул Женис Рыспаев.
Он говорит, что Советский Союз в тот момент был в рассвете своей мощи.
Режим Бабрака Кармаля основывался и поддерживался местной национальной буржуазией. В Афганистане было две партии: “Парчам” (“Знамя”) и “Хальк” (“Народ”). Партия “Парчам” победила, и на заседании советского политбюро было принято решение поддержать “афганских коммунистов”.
Но что мы знали об этой стране?
На территории Афганистана никогда не было господства чужих государств. Он формально входил в состав Персидской империи. Англичане трижды хотели ее завоевать, но им это так и не удалось.
Афганистан - многонациональная страна, около 30 национальностей. Собственно, афганцы - это пуштуны. Пуштуны - это кочевой народ, они со времен Александра Македонского боролись с чужеземцами. Их образ жизни - зона свободных племен. В Афганистане число пуштунов составляет около 10 миллионов, на территории Пакистана проживают около 20 миллионов пуштунов. Советский союз пришел с обещанием “освободить братьев пуштунов в Пакистане”. Конечно, никакой стране не нравится, когда кто-то третий со стороны вмешивается в ее внутренние дела. Пакистану такой посыл Советского Союза тоже не понравился. “Естественно, Пакистан обратился к Соединенным Штатам за помощью, и пошла эскалация войны, - рассказывает генерал. - С одной стороны, Советский Союз, а с другой - американский совет, американское вооружение, подготовка талибов, которых они взрастили”.
Второй по численности народ Афганистана - таджики, они составляют примерно 30-40 процентов. Затем - хазарейцы, их около 3 миллионов. Есть туркмены, узбеки, белуджи и прочие народы.
Сегодня, анализируя вторжение советской армии в Афганистан, генерал говорит, что незнание обстановки, культуры, традиций, ментальности афганского народа привело к затяжному конфликту в Афганистане. “Советский Союз покинул Афганистан не победителем”, - говорит генерал.
В конце беседы с журналистами генерал Рыспаев напомнил слова человека, который, пожалуй, всю жизнь страдал от внимания секретных служб. А именно, слова академика Андрея Сахарова, которые тот сказал незадолго до смерти и которые привели в бешенство всех советских “диссидентов” и “демократов”, заявив, что “КГБ - единственная некоррумпированная государственная организация СССР”.
И, возможно, именно этот факт как-то “оправдывает” вторжение советской армии в Афганистан, ведь наши офицеры искренне верили в справедливость того, что они делают в этой стране. И делали это по-своему честно. Это к вопросу о том, что чувствуют в Афганистане сегодняшние оккупанты... |