|
Ботагоз Сейдахметова
В последние годы взаимоотношение религии и политики стало одной из самых актуальных тем не столько для ученых, сколько для простых людей. Особенно в США, где все президенты исповедовали какую-либо религию и хотя бы внешне были верующими людьми. 42 президента, управлявших США, были христианами. А нынешний президент США Барак Обама - первый президент, имеющий непосредственное отношение к исламу.
По словам моей американской собеседницы Фары Пандит, “за всю историю существования США никто как президент Обама не выразил так красноречиво свое уважительное отношение к исламу”
Специальный представитель Госсекретаря США Хиллари Клинтон по связям с мусульманскими общинами Фара Анвар Пандит прибыла в Казахстан на этой неделе. На эту должность она была назначена в июне 2009 года и клятву на верность давала на Коране. Офис спецпредставителя Госсекретаря США отвечает за отношения с мусульманами по всему миру.
Это ее третий визит в нашу страну. Первый раз она приезжала в октябре 2009 года и посетила Астану и Алматы. Второй раз она была в начале этого лета на конференции ОБСЕ по толерантности.
По ее признанию, нынешний ее визит в Казахстан особый, потому что на этот раз ей удалось посетить не только Астану и Алматы, но также проехать в Шымкент, Туркестан и Сайран. В Туркестане она, как истинная мусульманка, помолилась.
“В центре моего внимания было гражданское общество, рядовые граждане, - рассказала г-жа Пандит о визите на юг Казахстана. - Именно этот мандат мне выдала Госсекретарь Хиллари Клинтон”.
- Госпожа Пандит, что необычного было в этой поездке по Казахстану?
- Очень важно рассматривать страну не как монолитное целое, а видеть отдельные ее компоненты. У вас очень разнообразная страна. Казахстан имеет очень глубокое культурно-историческое значение в мире. Одной из замечательных возможностей для меня было посещение мавзолея в Туркестане. Имам мавзолея уделил мне время и рассказал о самом музее, его истории.
С момента моей присяги я посетила много стран. За последние 10 месяцев я посетила 25 стран, буквально показывая, насколько глубоко разнообразие ислама по всему миру. Посещение Туркестана высветило разнообразие ислама, его различные культурно-исторические особенности.
Другим разнообразием являются люди. Я имела встречи с большим числом представителей НПО, во главе которых стоят молодые люди. Я услышала, какие у них надежды, над какими проектами они сейчас работают. Многие мне говорили, что такое быть мусульманином в этом обществе и в это время.
Я встречалась с молодежным НПО в Шымкенте, которое занимается тем, что помогает обществу повысить свое понимание вопросов здравоохранения. Эти молодые люди добровольно вызывались заниматься этой работой. Это только один пример той энергии, того энтузиазма, которые я видела здесь, в Казахстане.
- Вы можете сравнить ситуацию с исламом в нашем регионе?
- Я только что вернулась из Таджикистана. Думаю, очень важно рассматривать каждую страну, ее самобытность, не сравнивать ее с другими. Есть различия, но есть и общее в странах вашего региона. Например, когда я разговаривала с молодежью в Таджикистане и молодыми людьми в Казахстане, я увидела, что и те, и эти хотят больше знать об исламе, больше его изучать.
В Таджикистане молодежь мне сообщила, что впервые Коран перевели на таджикский язык три года назад.
На протяжении всех моих встреч в Казахстане я видела все более возрастающий интерес молодежи к религии. Главный имам города Шымкента сказал мне, что в настоящее время идет строительство 7 мечетей, и причиной этого является все более возрастающая потребность молодых людей в религии.
Я разговаривала с основателем НПО “Вера”, они очень активно работают в вопросах толерантности. Он мне сказал, что молодежь в Казахстане хочет рьяно изучать ислам, но им не всегда хватает источников, где они могли бы почерпнуть знания.
- Госпожа Пандит, каково сегодня отношение к мусульманам в США, особенно после трагических событий 11 сентября 2001 года?
- Это очень важный вопрос, но ответ на него надо искать в Конституции США. Наша Конституция предоставляет свободу религий, свободу веры. Мусульмане, христиане, индуисты имеют абсолютно равные права. Общее число американских мусульман сейчас где-то между 5 и 7 миллионами человек. Их состав очень разнообразный, они происходят из разных стран.
У них свобода самовыражения, вероисповедания, слова, они могут свободно строить мечети, они являются частью нашего общества.
Ислам был привезен в Америку вместе с рабами, поэтому у него такая удивительная история.
Что касается событий 11 сентября, давайте будем откровенны. Эти события перевернули отношение всего мира к экстремизму. Как сказал наш президент, никакой связи между экстремизмом и отдельно взятой религией нет.
Вы спросили, как после 11 сентября люди стали относиться к мусульманам. Я думаю, что до этой даты было немного людей, которые были заинтересованы знать историю ислама. В Америке столько религий и столько культурных традиций, что когда произошли события 11 сентября и ответственность за них взяла на себя группа людей, со страниц газет не сходит слово “ислам”. Мир хочет понять, что это значит.
На планете сегодня проживает 1,6 миллиарда мусульман. Люди не понимают всего разнообразия ислама. Американские мусульмане имели связи с другими мусульманами в рамках многих образовательных программ. Например, образовательных программ на местном уровне, через СМИ, через общение друг с другом. Законы США защищают всех и каждого независимо от их религиозной принадлежности.
Конечно, были случаи дискриминации. Однако это не означает, что в подавляющем большинстве мусульмане ощущали на себе дискриминацию.
Президент Обама, вступив в должность, очень четко сказал, что он хочет укрепить связи с мусульманами по всему миру. И сегодня американское правительство работает в этом направлении для построения такого партнерства и диалога.
Скоро исполнится 10 лет событиям 11 сентября, и все еще мир расхлебывает наследство этого события. Вы слышите голоса мусульман, которые активно выступают против такого голословного обвинения, что есть связь между исламом и экстремизмом.
- Америка ведет войну в Ираке и Афганистане, в двух мусульманских странах. Может, Ваша нынешняя миссия связана с тем, чтобы как-то оправдать политику США в этом регионе?
- Президент Обама четко сказал: никакой войны между Америкой и исламом нет. Наша внешняя политика не опирается на религию. То есть это не значит, что мы не станем строить отношения, например, с Индией, потому что там живут индуисты, а с Германией, потому что там преобладают христиане.
Да, это правда, что мы ведем войну в Ираке и Афганистане. Но мы ведем войну не потому что там живут мусульмане. На планете есть места, где преобладают мусульмане. Но с мусульманами мы не воюем. Президент показал всю свою приверженность по очень важным международным вопросам, которые волнуют умы многих людей. Говорим ли мы о войне между Израилем и Палестиной, или в Ираке, в Пакистане, в Афганистане, президент заявил, какие меры мы принимаем, чтобы разрешить эти конфликты.
- Существует мнение, что конфликт между Израилем и Палестиной имеет религиозную основу и что Израиль финансово поддерживается США, а Палестина - арабскими странами. Вы говорили, что президент Обама четко выразил свое отношение к исламу...
- За всю историю существования США никто как президент Обама не выразил так красноречиво свое отношение к исламу. Он выразил свое уважение столькими разными способами, о своем желании партнерских отношений с самого первого дня вступления в должность. Он выступил недавно в Анкаре.
В июне прошлого года он выступил с большой речью в Каире, где говорил о важных внешнеполитических вопросах, о широком спектре вопросов, таких, как усиление потенциала здравоохранения, науки, технологий, образования, предпринимательства. Он сказал, что мы можем работать по этим вопросам одновременно с вопросами политики.
Что касается палестино-израильского конфликта, президент Обама хотел бы провести 3-сторонние переговоры для разрешения этого вопроса.
Справка “НП”
Фара Пандит родилась в Кашмире, мусульманка.
До назначения специальным представителем Госсекретаря США Хиллари Клинтон по связям с мусульманскими общинами Фара Пандит была старшим советником помощника Государственного секретаря по делам Европы и Евразии.
До прихода в Госдепартамент Фара Пандит служила директором департамента по Ближнему Востоку, который занимался вопросами региональных инициатив в области национальной безопасности.
В период с декабря 2004 года по февраль 2007 года Фара Пандит служила в аппарате Совета национальной безопасности.
До этого она была начальником штаба Бюро по Азии и Ближнему Востоку в агентстве США по международному развитию. Также работала непосредственно на помощника администратора в рамках программ на всем Ближнем Востоке, в Южной Азии, Ираке, Афганистане, секторе Газа.
В 2004 году провела 2 месяца в афганской столице Кабуле. |