|
Политический обозреватель Би-би-си Брайан Уиллер уверен, что новый премьер-министр Великобритании 43-летний Дэвид Кэмерон “зовет к переменам, но в определенной мере новый премьер-министр Великобритании возвращает страну к эпохе лидерства консерваторов”
|
Дэвид Кэмерон |
Дэвид Кэмерон - первый премьер с начала 1960-х, вышедший из лучшей в стране частной школы - Итона. В числе его предков - английский король Вильгельм IV, то есть сам Кэмерон - дальний родственник нынешнего монарха Елизаветы II.
Он никогда не делал секрета из своего аристократического происхождения, но в то же время пытался культивировать свой новый, более человечный образ.
Он стал премьер-министром в 43 года. Такого молодого главы кабинета в Британии не было с 1812 года, когда этот пост занял Роберт Банкс-Джонсон, 2-й граф Ливерпуля. Тони Блэр, когда он въехал в квартиру №10 на Даунинг-стрит в 1997-м, был на полгода старше, чем Дэвид Кэмерон сейчас.
Как и у Блэра, у Кэмерона молодая семья и неформальный, вполне современный подход к политике. У Блэра, когда он переезжал на Даунинг-стрит, в руке был гитарный кофр. У Кэмерона - шлем на руле велосипеда. И он тоже любит инди-рок. Но, несмотря на его открытость для телекамер - этой чертой могут похвастать немногие британские политики, - нельзя сказать, что Кэмерон - совершенно открытая книга.
Дэвид Уильям Данкан Кэмерон родился 9 октября 1966 года в Лондоне. Он был третьим ребенком в семье, в которой было четверо детей. Первые три года жизни он провел в районе Кенсингтон и Челси, а потом семья переселилась в бывший дом приходского священника под городком Ньюбери в графстве Беркшир, что к западу от Лондона. Кэмерон говорит, что у него было счастливое детство, но добавляет: хныкать и жаловаться в его семье было бесполезно.
Его отец Иэн, биржевой маклер, родился с сильно деформированными ногами, которые со временем пришлось ампутировать. Кроме того, один его глаз перестал видеть, но отец Дэвида говорит, что никогда не считал себя инвалидом и почти никогда ни на что не жалуется.
Мать Кэмерона Мэри 30 лет служила мировым судьей. Она принимала решения по делам об участницах акций протеста у американской военной базы “Гринэм-коммон”, в числе которых, как недавно рассказал сам Дэвид Кэмерон, была ее сестра.
До того как поступить в Оксфорд и заняться изучением философии, политики и экономики, он на год отвлекся от учебы и поработал сначала в штабе депутата британского парламента от Консервативной партии Тима Ратбона, а затем три месяца трудился в Гонконге на судового агента. Оттуда домой Кэмерон возвращался на поезде - через Советский Союз и Восточную Европу.
Получив диплом, Кэмерон на протяжении непродолжительного времени думал о карьере в журналистике или в банковском деле, но потом отозвался на объявление о наборе на работу в исследовательском отделе Консервативной партии.
Через четыре года, в 2001-м, он сумел получить мандат от традиционно голосующем за консерваторов округа Уитни в графстве Оксфордшир - вскоре после того как это место освободил Шон Вудвард, переметнувшийся к лейбористам.
К этому моменту Кэмерон уже был семейным человеком. Его жена Саманта - дочь землевладельца сэра Реджинальда Шеффилда, которая росла в усадьбе Норманби-холл площадью в 120 гектаров на северо-востоке Англии.
Ее приемный отец виконт Астор был членом кабинета в правительстве Джона Мейджора и отвечал за вещательные средства массовой информации.
До того, как стать лидером Консервативной партии в 2005 году, Дэвид Кэмерон занимал пост в совете директоров компании Urbium, оператора баров и ночных клубов. Вместе с ним там заседал и виконт Астор.
Саманта Кэмерон работает творческим директором в фирме Smythson’s of Bond Street, занимающейся поставкой дорогих канцелярских товаров; в числе клиентов компании Стелла Маккартни, Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл. Именно Саманте достаются обычно лавры человека, сумевшего изменить образ Дэвида, лишить его черт “мальчика-тори”.
У нее на щиколотке татуировка; она ходила в школу искусств в Бристоле, где, по ее собственным словам, играть в бильярд ее учил рэп-звезда Трики. Познакомила Саманту и Дэвида его сестра Клэр, лучшая подруга Саманты, на вечеринке в доме семьи Кэмеронов. Поженились они в 1996-м.
Сейчас у них двое маленьких детей, Нэнси и Артур, а в сентябре ожидается прибавление. Их первый ребенок Иван родился с тяжелейшими отклонениями и нуждался в круглосуточной заботе, умер в феврале 2009 года.
Став в 2001 году депутатом палаты общин, Кэмерон стал быстро подниматься по карьерной лестнице: сначала он работал в парламентском комитете по внутренним делам, который рекомендовал либерализацию законодательства в области наркотиков.
Его взял под свое крыло тогдашний лидер консерваторов Майкл Ховард, поручивший ему координацию политических вопросов, а затем сделавший его теневым министром образования. Кроме того, он играл ключевую роль в написании основного документа партии - избирательного манифеста 2005 года.
Однако когда он вступил в гонку за роль преемника Ховарда на посту лидера партии в 2005 году, мало кто считал его серьезным претендентом: куда более серьезными считались шансы Кена Кларка и Лиама Фокса, не говоря уже о фаворите Дэвиде Дэвисе. Но выбрали Кэмерона. Этому немало посодействовало его выступление на съезде - речь он произносил без бумажек, и это стало потом его фирменным стилем.
Вскоре, в первые месяцы своего руководства консерваторами, Кэмерон не раз привлекал к себе внимание прессы и заставлял наблюдателей удивляться.
Например, во время поездки в Арктику, проводившейся с целью изучения климатических перемен, он от души фотографировался с лайками. И дал повод оппонентам поиздеваться над собой, объявив, что юным правонарушителям просто нужно немного любви...
Но, несмотря на перемену тона - и за исключением краткого периода, когда в 2007 году Гордон Браун стал премьером и его популярность слегка подросла, - Кэмерон и во времена финансовых проблем сохранял свои высокие рейтинги.
Но в ходе избирательной кампании 2010 года изрядная доля его лидерства в опросах испарилась: британцев обаял лидер либеральных демократов Ник Клегг - человек с похожим происхождением и телегеничным имиджем.
И когда 6 мая Британия отправилась на избирательные участки, и Кэмерон, и его ближайшее окружение надеялись на то, что тори удастся получить абсолютное большинство в парламенте, то есть больше половины всех мандатов.
Консерваторы сумели провести в палату общин на 97 депутатов больше, чем было у них в предыдущем созыве - это самый большой рост за несколько десятилетий, однако им не хватило всего 20 мандатов для того, чтобы сформировать правительство, и Кэмерону пришлось вести непростые переговоры о коалиции с Клеггом и его однопартийцами.
До его избрания лидером консерваторов в 2005 году Дэвид Кэмерон вошел в историю тем, что назвал себя “наследником Блэра”.
Действительно, есть определенное сходство в том, как он при помощи небольшой группы реформаторов перетряс аморфную партию - даже и в том случае, если в конце концов он и не сумел добиться того же эффекта в результате выборов, какого добился Блэр.
И, как и Блэр в его первые годы, Кэмерон исповедует политическую философию, которую порой сложно понять. Недавно он заявил газете Daily Telegraph, что не верит людям с “большим видением”, добавив, что сам он “практичный человек, прагматичный”. Если бы он мог определить свой подход к политике одним словом, сказал Кэмерон, это было бы слово “ответственность”.
В ближайшие недели и месяцы ему предстоит понять подлинное значение этого слова. |