|
Ботагоз Сейдахметова из Алматы
На прошлой неделе в Великобритании прошли очередные парламентские выборы, а вся нынешняя неделя подбросила нескучной работы нашим европейским коллегам. Во-первых, потому что вся кампания была совсем нескучной. Во-вторых, пищу для размышления дало неожиданное заявление премьер-министра Гордона Брауна (уже после объявления результатов выборов) о добровольной отставке с поста лидера Лейбористской партии.
В-третьих, главные действующие лица нового британского правительства являются яркими политическими персонами: молоды, красивы, умны, по-хорошему амбициозны.
И, наконец, главный итог нынешней парламентской кампании: впервые за последние 70 лет страной будет править коалиционное правительство. Консерваторы и либеральные демократы после долгих переговоров пришли к этому соглашению
Великобритания - страна традиций, на чем, собственно, она стоит, стояла и будет стоять. Сторонние наблюдатели и аналитики, даже в британской среде, считают, что многие из этих традиций отдают архаизмом. Например, монархия и формальная роль королевы. Вообще, сами британцы не раз затевали глобальные споры о монархии как устаревшем и ненужном институте. Но у меня такое впечатление, что тайно и нетайно каждый гражданин этой страны, даже самый отъявленный антимонархист, гордится своей королевой и сопутствующей монархии атрибутикой. Ведь по сути монарх - это не просто символ национального единства. Скорее всего, британская монархия - это символ британской исключительности на фоне материковой Европы.
К слову, в ряду традиций этой страны также добрые отношения с США, которых в Британии называют самым близким другом и самым главным союзником. Вот и после традиционной аудиенции у королевы нового премьер-министра страны Дэвида Кэмерона поздравил президент США Барак Обама.
Так вот, лично я абсолютно уверена, уважение к традициям вкупе с постоянным процессом развития и есть главный признак состоявшегося, зрелого государства.
Вот и сегодняшние поствыборные события из этого ряда. Отставка Гордона Брауна, которого в свое время довольно жестко критиковали за властность и жесткие методы борьбы с соперниками, говорит об умении этого политика ставить общественное выше личного. Этот известный пионерский лозунг давно втоптан в центральноазиатскую пыль и прочно забыт нашими политиками и чиновниками.
Однако вернемся в Британию. Повторюсь, что Гордона Брауна не сильно жаловали в британском истеблишменте. В отличие от своего харизматичного предшественника Тони Блэра ему так и не удалось завоевать симпатии у народа. Может, он был не так симпатичен, как Тони, и этот печальный факт оставил свой след во всей его политической культуре? Амбиции, которые вели Гордона Брауна на главную политическую вершину страны - кресло премьер-министра, не носили по-настоящему триумфального характера.
|
Гордон Браун |
По сути, амбициозному, но малопривлекательному Гордону Брауну была уготована вечная вторая роль при красавчике Тони Блэре. Вот и премьер-министром он стал не в результате победных выборов, а вследствие передачи власти.
По мнению наблюдателей, именно непопулярная личность Брауна снизила популярность возглавляемой им партии и, собственно, сказалась на результатах нынешних выборов. Справедливости ради надо сказать, что Тони Блэр тоже подвергался резкой критике за войну в Ираке, что, впрочем, не помешало ему выиграть и вторую в его карьере кампанию. Грешу опять на тот тривиальный факт, что его победа на выборах 2005 года - отчасти следствие его обаятельной внешности, если учесть, что большинство избирателей женщины.
Так что Гордону Брауну, как соратнику Тони Блэра, приходилось бороться за место под солнцем методом обиженного и вечно второго. Говорят, что первое, что он сделал на посту лидера партии, это уволил всех его критиков. Один из политических оппонентов сравнивал его методы со сталинскими.
Между тем британский “Сталин” удивил на этой неделе всю страну. Почему самый амбициозный политик в истории лейбористов подал в отставку, гадали многие. Одна из наиболее очевидных причин - это то, что сам Гордон Браун отдает себе отчет в том, что внушительное количество голосов избирателей за лейбористов - результат доверия партии, а не лично ему. А потому ему лучше уйти.
Мне понравились его слова, которые он сказал после аудиенции у королевы, о том, что теперь он посвятит себя работе мужа и отца. Красивый уход непопулярного премьер-министра. “Я любил эту работу, поскольку она давала возможность сделать страну, которую я так люблю, справедливее, терпимее, экологичнее, демократичнее и богаче - другими словами, поистине более Великой Британией, - заявил Браун. - Я всегда старался действовать в интересах Британии, ее ценностей и ее людей”. Кроме того, в завершение он пожелал удачи “следующему премьер-министру, которому предстоит принять важные решения для будущего Британии”.
Тем временем новые лидеры страны в лице нового премьер-министра Дэвида Кэмерона и лидера либерал-демократической партии Ника Клегга уже формируют новое правительство, и похоже, что на этот раз лейбористам будет уготована скамейка запасных.
Предварительно известно, что вице-премьером станет Ник Клегг. Портфель министра финансов (или канцлера казначейства Ее Величества) достанется консерватору Джорджу Осборну. Министерство иностранных дел возглавит Уильям Хэйг, а министром обороны станет Лиам Фокс.
Уже известна примерная программа нового кабинета. В частности, коалиционное правительство решило сделать срок британского парламента фиксированным: депутаты каждого созыва должны исполнять свои обязанности в течение пяти лет. Будет введено ограничение на число иммигрантов, приезжающих в Великобританию из стран, которые не входят в Европейский союз.
Впрочем, вопрос иммиграционной политики страны рассматривался как важный и лейбористами. “Новые” будут пытаться не допускать значительного влияния на внутренние проблемы со стороны Европейского союза. Нынешний парламент будет придерживаться того же курса на сохранение собственной национальной валюты (и это правильно). Кроме того, либеральные демократы согласны отказаться от возражений против обновления британской ракетно-ядерной программы “Трайдент”, которая будет тщательно изучена с точки зрения эффективности использования средств. Планируется проведение референдума по изменению британской избирательной системы.
По словам 12-го за время пребывания на троне королевы Елизаветы II премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, он и Ник Клегг “оставят в стороне партийные разногласия и будут трудиться ради общего блага и в интересах страны”. Верю, что так оно и будет. Ведь среди прочих британских традиций самая сильная и уважаемая - это сама политическая система, которая не дает расслабиться и оторваться от народа тем, кто сидит у власти.
|