|
Ботагоз Сейдахметова
По мнению Андрея Серенко, эксперта московского Центра изучения современного Афганистана, своим субботним выступлением президент Хамид Карзай не присоединился к талибам, а, напротив, обозначил возможность появления “третьей силы” в Афганистане (которая не поддерживает ни талибов, ни иностранцев) и возможность своего присоединениия к этой силе. “Это интересный ход, который, безусловно, будет любопытен для основных участников “афганского проекта” (прежде всего для США)”, - говорит эксперт.
Что касается его психологического портрета, то по мнению Андрея Серенко, “Карзай - вполне расчетливый и прагматичный политик, который редко бросает слова “просто так”
- Заявление выглядело “антизападным” и вызвало откровенное раздражение США...
- “Антизападное” заявление Карзая напрямую связано с двумя крупными политическими проектами, которые афганский президент пытается реализовать в ближайшее время и которые являются для него абсолютным приоритетом.
Речь идет о проведении в мае 2010 года Лоя джирги (Джирги мира), в которой должны принять участие лидеры большинства пуштунских племен Афганистана (это несколько тысяч человек), а также о новой политике “национального примирения и реинтеграции”, которую озвучил после Лондонской конференции Хамид Карзай и которую одобрили лидеры западных демократий. Цель этой политики - начало переговоров с “умеренными талибами” и присоединение части их лидеров к карзаевской администрации. Планируется, что как раз на майской Джирге мира лидеры пуштунских племен одобрят стратегию “национального примирения” и окажут поддержку президенту Карзаю в переговорах с “умеренными талибами”.
Готовясь к Лоя джирге и переговорам с “умеренными талибами”, Хамид Карзай стремится скорректировать свой имидж, понравиться пуштунам. Именно этим, на мой взгляд, объясняются последние “антизападные” инвективы Карзая - они рассчитаны на внутреннюю афганскую аудиторию и продиктованы совершенно конкретными, прагматичными интересами афганского лидера.
Ответная раздраженная реакция американцев на самом деле также выгодна Хамиду Карзаю - она подчеркивает его независимый, суверенный политический статус. Ведь на свою “марионетку” они бы не стали дуться (а именно “американской марионеткой” и пытаются выставить афганского президента талибы). И чем сильнее критикуют Карзая американцы и европейцы, тем на большую поддержку пуштунов и их лидеров афганский президент может рассчитывать во время заседания Джирги мира.
Кстати, нельзя исключать полностью и версии о том, что неожиданный “конфликт” Хамида Карзая и Вашингтона тщательно срежиссирован и является всего лишь очередной игрой в “доброго” и “злого” полицейского для афганского (вернее, пуштунского) общественного мнения. Пуштуны не любят американцев, выступают против зависимости от иностранцев (и по этой причине нередко оказывают содействие талибам). Внезапный “антиамериканизм” Карзая наверняка получит поддержку среди пуштунских вождей и следовательно создаст благоприятные условия для реализации ранее одобренной американцами же новой стратегии Хамида Карзая.
Что касается появления слухов о возможной отмене визита афганского президента в США, то, вполне возможно, это также часть весенней многоходовки Карзая, согласованной с американскими партнерами. “Не принятый” в апреле в Вашингтоне Хамид Карзай всегда еще успеет туда съездить. Гораздо важнее, что срыв американского вояжа усилит симпатии к Карзаю со стороны пуштунского населения. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что успешная Лоя джирга стоит американского гнева.
Напомню также, что в сентябре 2010 года в Афганистане пройдут парламентские выборы, и очевидно, что Хамид Карзай заинтересован в формировании устойчивого пропрезидентского большинства в национальном собрании. Поэтому он уже сегодня делает ставку на пуштунов, которые способны стать костяком для прокарзаевской парламентской коалиции. Таким образом, у Джирги мира и стратегии “национального примирения” есть еще и “парламентское измерение”. А на парламентских выборах в Афганистане граждане США не голосуют - голосуют пуштуны. Вот поэтому именно пуштунскому избирателю сейчас и стремится понравиться Хамид Карзай.
- В одном из своих интервью Вы прогнозировали, что весной 2010 года американцы предпримут мощную наступательную операцию против талибов. Весна уже наступила. Как обстоит ситуация? И повлияет ли смена настроения афганского лидера на американские планы?
- Весна наступила, и вместе с ней, как и прогнозировалось, американские войска при поддержке сил НАТО и афганских сил безопасности провели крупную наземную операцию в провинции Гельманд, а сейчас готовятся к проведению еще более масштабной боевой операции в провинции Кандагар. Таким образом, весенняя наступательная операция США уже идет, она разделена на два этапа и охватывает территорию двух южных афганских провинций. Замечу также, что основная часть кандагарской операции придется на начало лета (когда будет завершена переброска основных американских резервов), однако уже сейчас интенсивные специальные операции осуществляются американскими и афганскими силами в Кандагаре.
Логика боевых и специальных операций США, НАТО и афганского правительства сегодня подчинена политическим интересам, а они, на мой взгляд, в свою очередь, заключаются в обеспечении “отрыва” от талибов лидеров пуштунских племен, входящих в группу дуррани. Эта группа пуштунских племен проживает в юго-западных провинциях Афганистана, прежде всего в провинциях Гельманд и Кандагар. Именно этих “жемчужных пуштунов” (“дуррани” переводится как “жемчужные”) и пытаются сделать своими союзниками Хамид Карзай и его администрация - при поддержке США и НАТО.
На мой взгляд, в настоящее время администрация Карзая и ее американские союзники пытаются военными и политическими действиями расколоть афганских пуштунов (тем более, что исторические предпосылки для этого есть - афганские пуштуны делятся на две большие племенные группы: дуррани и гильзаи, которые традиционно конкурируют друг с другом), делая ставку на дуррани и противопоставляя их гильзаям (многие авторитетные лидеры Талибана, включая муллу Омара, принадлежат именно к гильзаям).
Стратегическая цель такой политики - раскол между талибами и лидерами пуштунов-дуррани, лишение Талибана поддержки племенных пуштунских вождей на юге и юго-западе Афганистана. Успех этого проекта в решающей степени зависит от того, насколько успешно пройдет Лоя джирга (Джирга мира) в мае 2010 года в Кабуле. Для афганского политического процесса и лично для Хамида Карзая Джирга мира имеет едва ли не судьбоносное значение. Поэтому нынешнее, во многом игровое “обострение” в отношениях афганского президента и его американских, западных партнеров, не может заставить Хамида Карзая отказаться от его приоритетных планов по завоеванию симпатий пуштунов в Гельманде и Кандагаре - хотя бы и ценой временного охлаждения отношений с Вашингтоном. |