|
Ботагоз Сейдахметова
Трубопроводный проект Nabucco, строительство которого, по разным оценкам, может начаться уже в следующем году, периодически переживает самые настоящие и почти оперные страсти. Одна из них - ссора Азербайджана и Турции
Напомню, что этот газопровод должен стать продолжением газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум и в ближайшие четыре-пять лет намерен соединить Каспийский регион и Ближний Восток с Турцией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Австрией и другими европейскими странами. То есть это альтернативный путь прохождения газа в обход территории России и Украины. Собственно этот момент переводит, по сути, экономический проект в разряд политических.
Политическую же подоплеку под собой имела и нынешняя ссора Анкары и Баку. Поводом стала попытка Анкары наладить отношения с Ереваном. Турция и Армения многие годы не имеют дипломатических отношений из-за обвинений в адрес Анкары в геноциде армян прошлого века.
10 октября 2009 года МИДы Армении и Турции подписали два протокола об улучшении отношений, которые предусматривают восстановление дипломатических контактов и открытие границы. Впрочем, границы будут открыты только после урегулирования карабахского конфликта. А когда это случится, пока не ясно никому.
Турецкие власти при этом поспешили сообщить, что в вопросе турецко-армянских отношений интересы Азербайджана непременно будут учтены. Но реакция Азербайджана не заставила себя ждать. В тот же октябрьский день в Баку прошла акция протеста против курса турецких властей на примирение с Арменией. Известно, что участники акции вели себя довольно агрессивно - жгли портреты президента, премьер-министра и главы МИДа Турции. При этом протестующие скандировали: “Позор турецким властям!”, “Турция, не продавай Карабах армянам!”. Акция закончилась разгоном демонстрантов, но пикетчики все же успели принять резолюцию, в которой призвали Анкару отказаться от планов по открытию армянско-турецкой границы.
Страсти вокруг возможного потепления отношений Анкары и Еревана не обошли стороной и официальную азербайджанскую власть. Таким образом, тем же октябрем прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Турция завела переговоры по газу в тупик, и пригрозил продать азербайджанский газ России и Ирану. Кроме того, официальный Баку сообщил, что он также может присоединиться к проекту газопровода из Туркмении через Узбекистан и Казахстан в Китай, экономика которого требует все больше энергоресурсов.
Первый шаг в сторону от проекта Nabucco был сделан незамедлительно. Баку подписал с российским “Газпромом” контракт на покупку у Азербайджана до 500 миллионов кубометров газа в 2010 году. Уже в декабре прошлого года в Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) сказали, что стороны договорились даже удвоить поставки.
А в январе нынешнего 2010 года “Газпром” и вовсе заявил, что намерен покупать весь газ, который захочет экспортировать Азербайджан. Кроме того, российский газовый монополист претендует на газ с морского месторождения Шах-Дениз с запасами в 1,3 триллиона кубометров. Напомню, что это же месторождение в Европейском союзе рассматривают в качестве ресурсной базы для проекта Nabucco.
Тем временем Анкара и Баку приостановили переговоры о поставках азербайджанского газа в Европу. По словам министра энергетики Турции Танера Йылдыза, переговоры с Азербайджаном не ведутся уже от месяца до полутора, и главная проблема - политическая. По словам турецкого министра, до сих пор непонятно - принял ли Азербайджан предложение Турции осуществлять транзит газа в Европу по ставкам ниже рыночных. Стороны также не определились с вопросом запланированного на 2014-2016 годы освоения второй фазы крупного газового месторождения Шах-Дениз.
Между тем европейские партнеры проекта не теряют оптимизма. Комиссар Европейского союза по энергетике Гюнтер Эттингер буквально на днях сказал, что прийти к соглашению всем партнерам проекта довольно непросто, но “шансы на успех на сегодняшний день более 60 процентов”. При этом он сообщил, что сегодня Еврокомиссия обращает внимание на другие проекты в области природного газа и что во всех них участвует Россия.
В частности, по его словам, приоритетным является проект “Северного потока”, который планируется завершить в течение двух лет. Другой приоритетный проект - восстановление до 2013 года центрального трубопровода, который связывает Россию с Австрией через Украину. Не останется без внимания Европы и газопровод “Южный поток”, выступать против которого, по словам еврокомиссара, “у Европы нет оснований”.
Между тем в недавнем выпуске общественно-политического обозрения Азербайджана “Эхо” появилось интервью главы Центра политических инноваций и технологий, политолога Мубариза Ахмедоглу, который говорит о том, что проект Nabucco провален. Он напомнил о том, что в начале января этого года состоялась церемония газопровода из Туркменистана в Иран.
Он уверен, что сейчас “Анкара стремится заполучить туркменский газ транзитом через территорию Ирана и далее поставлять его в Европу”. Кроме того, не в пользу проекта Nabucco и подписание соглашения об открытии газопровода Туркменистан - Китай, а завтра “вступит в силу российско-туркменский договор о поставках газа”. Поэтому, считает Мубариз Ахмедоглу, ничего не остается инициаторам проекта Nabucco, и вины Азербайджана в этом вопросе нет, говорит политолог.
Видимо, во всем виноваты политические страсти и пристрастия участников проевропейского проекта. |