|
Ботагоз Сейдахметова
маршрут грузинской оппозиции
На прошлой неделе лидер оппозиционной партии “Демократическое движение - Единая Грузия” Нино Бурджанадзе посетила Москву, где встречалась с премьер-министром Путиным и прочими представителями политической элиты России.
Главная цель визита, по ее словам - “защита интересов Грузии”, так как Россия “является ... одним из очень крупных и сильных государств, и естественно, что позиция этой страны важна для единства Грузии и для демократического и суверенного развития Грузии”
Впрочем, госпожа Бурджанадзе не первый оппозиционный политик из Грузии, который посетил Москву. Бывший премьер Грузии, а ныне лидер оппозиционной партии “Движение за справедливую Грузию” Зураб Ногаидели был первым грузинским политиком, который вступил в диалог с Москвой после августовской войны 2008 года. Вообще, Ногаидели - частый гость Москвы.
Реакция официального Тбилиси была бурной. Так, депутат Георгий Габашвили от правящей партии заявил, что: “Оказалось, что есть грузины, которые не брезгуют бегать к Путину и, склонив голову, могут благодарить человека, который в прошлом году убил до 500 наших сограждан. Это обычное предательство”.
Форум по теме визита Бурджанадзе в Москву разделил читателей на два лагеря. Вот российский читатель пишет: “Раньше надо было думать! Если мускул нет против России, то нечего и кулаками было махать. А теперь что? Мирных переговоров действующее правительство не хочет. Оппозиции приходится решать все вопросы. Воевать - кишка тонка! Российские войска никогда не уйдут из Абхазии и Южной Осетии, пока в Грузии эта власть”.
А вот реакция грузинского читателя: “Нино Бурджанадзе на дают покоя лавры Зураба Ногаидели. Грузия выбрала демократический путь развития, и Михаил Саакашвили является, без сомнения, европейским лидером, проводящим в Грузии демократические реформы и политику, независимую от тоталитарной путинской России. Подготовка к войне с Грузией, оккупация ее территорий и травля президента Грузии кремлевской группировкой, ненавидящей европейские ценности, вдохновляют оппозицию на предательство интересов Грузии”.
|
По Конституции, срок правления президента Саакашвили завершится в 2013 году |
Я попыталась найти золотую середину в этом споре и обратилась за помощью к известному грузинскому политологу, профессору Сосо Цинцадзе. Впрочем, большей ясности вопроса грузино-российских отношений я не получила. Между тем разговор с профессором получился полезным и интересным.
- Батоно Сосо, информацию о Вашей стране мы получаем только из российских источников. Боюсь, что часть из них доходит до нас в искаженном виде. В частности, откровенно карикатурное представление образа Михаила Саакашвили российскими СМИ.
- Я думаю, что в российской прессе немало карикатур и на Путина, Медведева и других политиков. Но что касается того, что Медведев с дуру объявил Саакашвили персоной нон-грата, то это не делает ему чести как юристу. Персоной нон-грата объявляют только дипломатов. В Венской декларации ООН от 1961 года, в пункте 19, очень подробно описан этот момент.
Что касается карикатур, то это большая политика. В России хотели бы видеть более лояльного для них президента, как на Украине или в других странах. Даже в Буркина Фасо им приятно было бы иметь пророссийского президента.
- Не касаясь России, каким Вы видите своего президента? Если можно, назовите плюсы и минусы его правления.
- Я все-таки человек старой формации и не привык обсуждать своих руководителей в открытой прессе, тем более иностранной. Это все-таки наш президент, мы его выбирали два раза. Придет 2013 год, и после этого народ вынесет свой вердикт. После 2013 года Саакашвили уже не будет президентом, и вот тогда, как говорится, “будем посмотреть”.
- Хорошо, тогда назовите какие-то плюсы его правления. Когда я была в Тбилиси, мои грузинские коллеги очень хорошо отзывались о президенте.
- Ну плюсы... я автолюбитель. Для меня плюс это то, что ГАИ уже не существует, и автополиция не останавливает по любому пустяку и не требует денег.. Строятся новые дороги - это большой плюс. А то, что страна бедная, очень много бедных людей, безработных, это камушки в огород не только президента. Я считаю, что свою долю ответственности несут министры и другие чиновники. Так что вешать всех собак только на президента, я считаю это неправильным.
- Что сегодня, после войны с Россией, происходит в Грузии? Как оценивают эту войну официальные власти и оппозиция? Как называют?
- Конечно, это агрессия со стороны России. Достаточно внимательно почитать декларации ООН от 1970 года, от 1974 - здесь все по пунктам расписано - что называется агрессией. Не Грузия ввела свои войска на территорию Российской Федерации, а Россия ввела свои войска на территорию Грузии. Территорию, которую сама Москва признавала когда-то законной территорией нашего государства. А то, что там погибли российские миротворцы или не погибли... Вообще-то в цивилизованных странах такие вещи разбираются на международном уровне. Для этого существует Генеральная Ассамблея ООН, и Совет Безопасности ООН, и многие-многие другие международные организации. В XXI веке врываться на территорию чужой страны на танках - это неприлично.
- Были разговоры о том, что до войны южно-осетинские граждане получили российские паспорта..
- Это уже другой вопрос. До войны Россия провела беспрецедентные по масштабам учения на Северном Кавказе. За 2-3 года до агрессии она начала раздавать свои паспорта. Вы где-нибудь слышали о таком прецеденте, чтобы одно государство раздавало свои паспорта гражданам другого государства, если даже те просили бы? Пол-Нью-Йорка - это китайцы. Если сейчас Пекин начнет раздавать свои паспорта в Америке, то я хотел бы посмотреть на реакцию Вашингтона. Если более тысячи человек в Абхазии погибли, как только вошли российские миротворцы, тогда встает вопрос, чем же занимались миротворцы, кроме того, что врывались в дома, требовали водку и потом стреляли в бутылки?
- Какие настроения сейчас в абхазской и южно-осетинской элите?
- Я думаю, что эта элита со временем опохмелится. О Батуми речи нет. Но что касается Сухуми, там идут разговоры о том, что Багапш все продает русским, что Абхазия уже стала протекторатом России, где российские чины в массовом порядке скупают недвижимость, в том числе и дома грузинских беженцев. Что касается цхинвалского региона, это “черная дыра”, куда десятками миллиардов будут уходить российские рубли. На этом нагревается маленькая кучка приближенных чиновников. Слово “элита” в отношении этих людей слишком громкое...
- В Кремле достаточно часто бывают грузинские оппозиционеры, в частности, лидер партии “Движение за справедливую Грузию” Зураб Ногаидели. На прошлой неделе с российским премьер-министром встречалась Нино Бурджанадзе. Кстати, бывшая соратница президента Саакашвили Нино Бурджаназде сегодня находится в жесткой оппозиции к президенту. В этом я смогла лично убедиться в недавней поездке в Тбилиси. Грузинские оппозиционеры довольно частые гости Кремля. Что это - попытка свергнуть Саакашвили при поддержке Кремля или желание сменить внешнеполитический вектор с Запада на Север? НАТО и ЕС все еще на повестке дня у оппозиционных политиков?
- Грузинское сообщество не зациклено на НАТО, мы не считаем, что НАТО - это самоцель. Но при сегодняшних условиях, когда Россия грозит ответить новой агрессией, мы вынуждены на НАТО смотреть с надеждой, но это не от хорошей жизни. Поэтому, когда Саакашвили ездил в Москву, он начал открыто говорить, что можно договориться по любым вопросам с Путиным, кроме одного - территориальной целостности страны.
Когда Россия не дает никаких гарантий, даже гарантию элементарной безопасности, и требует от нас, чтобы мы порвали бюджет-связи с НАТО - это как-то нелогично получается.
А что касается частных поездок наших политиков, то в 2013 году у нас выборы. Недавние уличные акции себя не оправдали. Видимо, маленькая часть оппозиции разуверилась в своей потенциальной возможности выиграть выборы и поэтому ищет помощи у Москвы. Я не знаю, какой помощи.
Я не стану называть их изменниками родины, но им придется ответить на некоторые вопросы - чего они добиваются в России?
Основная масса протестного электората, которая поддерживает две партии, с опаской смотрит в северном направлении. Их больше привлекает западный вектор.
Москва на деле должна доказать, что она не враг Грузии, что Россия не враг территориальной целостности Грузии. Но свежо придание, да верится с трудом... |