|
Ботагоз Сейдахметова
Короткий визит в столицу Грузии на деле оказался более наполненным по содержанию, чем мы, журналисты из Казахстана, сопровождавшие в официальной поездке действующего председателя ОБСЕ Каната Саудабаева, могли представить. Утро 17 февраля началось со встречи председателя с лидерами оппозиционных партий.
Канат Саудабаев начал беседу с грузинской оппозицией с комплимента о том, что Грузия всегда была известна, как наиболее продвинутая демократия на постсоветском пространстве
Встреча проходила в помпезном отеле “Марриотт” в центре Тбилиси. Погода в грузинской столице стоит весенняя, так что у нас была возможность “отлавливать” подъезжающих оппозиционеров прямо у входа в отель. Появление самого известного за пределами Грузии лица грузинской политики (конечно, после президента Михаила Саакашвили) вызвало в наших рядах понятный ажиотаж.
Экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая сегодня возглавляет партию “Демократическое движение - Единая Грузия”, была буквально атакована журналистами прямо у входа в отель, так что интервью госпожа Бурджанадзе символично давала прямо под флагами Казахстана, Грузии и ОБСЕ.
Хочу отметить, что выглядела она буквально царственно, чем поразила даже наших традиционно невнимательных мужчин, для которых мы являемся просто товарищами по партии.
Впрочем, женщина в политике обязана следить за имиджем. Итак, в отличие от своей “оранжевой” украинской коллеги госпожа Нино придерживается строго европейского стиля - идеальная стрижка, макияж, изящные жемчужные украшения и, наконец, длинная норковая шуба.
Конечно, внешний вид главного оппонента Саакашвили вызвал у нас самые теплые чувства, мы практически прониклись всем, что говорила нам Бурджанадзе.
В частности, она прокомментировала ситуацию с демократией в Грузии. По ее мнению, только благодаря усилиям оппозиционных партий и народа удается сдерживать правительство и президента Грузии, “чтобы здесь не установилась диктатура”. “Сейчас в нашей стране существует авторитарный режим. Это абсолютно ясно всем, кто знает ситуацию в стране”, - сказала она.
|
Г-жа Бурджанадзе известна не меньше, чем Саакашвили |
Что касается встречи с действующим председателем ОБСЕ Канатом Саудабаевым, она призналась, что грузинская оппозиция поставила его в известность о том, как соблюдаются права человека в Грузии, о том, “что есть люди, которые находятся под незаконным арестом, о том, что есть проблема со свободой слова, а также с созданием нормальной атмосферы для проведения выборов”.
“У нас предвыборные кампании проходят в неприемлемом русле и в неадекватных условиях. У одной стороны есть все: и административные ресурсы, и телевидение, и газеты, а другие участники выборов реально находятся в сложном положении”, - говорила она в интервью казахстанской прессе.
Между тем главная тема грузинского визита нашего министра касалась грузино-осетинского конфликта.
По мнению Виктора Долидзе, представителя другой оппозиционной партии - “Альянс Грузии”, решение грузино-осетинского конфликта возможно только после восстановления отношений с Россией. И только после реанимации этих добрых отношений осетины и абхазы должны сами решать, с кем им быть - в составе единой Грузии или с Россией.
Вообще, грузинская оппозиция в качестве главного обвинения в адрес действующего президента приводит именно тот факт, что Саакашвили рассорился с Москвой.
Вот и Нино Бурджанадзе иронизировала о том, что “благодаря нашему президенту Михаилу Саакашвили” то, что произошло в августе 2008-го, отодвинуло реальность решения грузино-осетинской проблемы на долгие годы.
Кстати, что касается главного внешнеполитического приоритета Грузии - войти в европейские и евроатлантические структуры - это общая задача как власти, так и оппозиции.
Впрочем, по урегулированию грузино-осетинской проблемы официальная грузинская власть имеет другую позицию. Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе напомнил нам, что целостность Грузии после войны признало большинство стран мира, включая США. В интервью казахстанским журналистам он сказал, что Тбилиси требует деоккупации этих территорий, вывода с территории Грузии российских войск, ввода миротворческих сил, возвращения беженцев и перемещенных лиц безотносительно их национальности и религиозной принадлежности. “Сам процесс решения грузино-осетинской проблемы не заморожен, - говорит Григол Вашадзе. - Грузии надо набраться терпения и продолжать заниматься созидательным трудом”.
В завершение интервью грузинский министр заверил нас, что через 5-6 лет мы не узнаем Грузию, потому что она станет еще прекраснее. И я очень верю, что так и будет. Потому как, как бы ни ругали Саакашвили его вчерашние соратники по “тюльпановой” революции, но даже они понимают, что сегодня Грузия стала лучше жить. После гражданской войны, разрухи и перебоев со светом и теплом нынешняя Грузия просто расцвела. Лично у меня осталось впечатление, что я нахожусь в типичном европейском городе - чистом и демократичном.
Тбилиси - Алматы |