|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе трагически погиб мой товарищ, журналист из Афганистана Султан Мунади. Эта смерть потрясла меня до глубины души. Не хочется верить, что не стало этого спокойного, интеллигентного парня, с тонким чувством юмора. Он был блестяще образован, очень любил родину и болел за нее всей душой. Думаю, что это тяжелая утрата не только для его семьи, но и всей страны.
Афганистан со всеми его бесконечными людскими бедами, взрывами, гибелью военных и мирных граждан в одночасье из разряда далекого и чужого мира стал частью и моей жизни
Мы - группа журналистов из разных стран Азии, Африки и Америки - познакомились в прошлом году во время избирательной президентской кампании в США, успели узнать и понять многое друг о друге и наших странах. Мои коллеги - высокопрофессиональные журналисты и просто интересные люди, с которыми я до сих пор поддерживаю теплые отношения. Мы все потрясены и все эти дни вспоминаем Султана.
Последние несколько месяцев он учился в Германии, мы вели активную переписку, надеялись взаимно посетить наши страны.
Помню, как на мое предположение о том, что мне придется в Афганистане носить паранджу, он стал уверять меня, что все на самом деле не так радикально в его стране, достаточно прикрыть голову платком. Он верил, что его страна обязательно выберется из дремучести.
“Просто быть журналистом недостаточно, этим я не смогу помочь Афганистану”, - писал он 2 сентября в блоге The New York Times.
К сожалению, ему не суждено увидеть другой Афганистан. Султан Мунади погиб 9 сентября в афганской провинции Кундуз во время британской спасательной операции. Султан и его британский коллега из The New York Times были похищены талибами четырьмя днями раньше. Источник из Афганистана пишет, что Султан Мунади и Стивен Фаррелл занимались расследованием натовской воздушной бомбардировки, во время которой погибли не только талибы, но и около 95 мирных афганских граждан.
Султан прожил короткую жизнь, всего-то 34 года. Но успел сделать много для своей страны - работал в области гражданских свобод, публиковался в различных изданиях, одно из которых The New York Times.
Его коллега выжил. Согласно информации из некоторых источников, в смерти Султана виновны не только талибы, но, возможно, и сами натовские спасатели. Он был изрешечен пулями с двух сторон, его тело оставили лежать на поле недавнего боя, видимо, потому что главным объектом спасения был британец Фаррелл. Говорят, что тело сына забирали родители. Представляю, что им пришлось пережить в этот момент.
Гражданское общество Афганистана задается справедливым вопросом: “Почему афганские правительственные силы не могли спасти Султана?” Афганская интеллигенция считает, что убийство Султана указывает на недостаток ответственности со стороны афганского правительства в отношении их граждан, которые работают для гражданских свобод, расширение которых было одним из главных достижений Афганистана постталибского периода.
С начала афганской операции антитеррористической коалиции в стране погибли сотни афганских журналистов, и в их гибели часто виноваты не только талибы. По мнению афганских интеллектуалов, международные силы должны уважать права афганских граждан так же, как их собственных граждан, согласно Декларации по правам человека. Они требуют, чтобы афганское правительство провело надлежащие расследования о причинах смерти всех афганских журналистов, а также эффективно предотвращать подобное насилие в будущем. Кроме того, просят нового лидера и правительство Афганистана организовать конструктивный диалог с теми правительствами и международными организациями, которые вовлечены в безопасность Афганистана.
От себя лично и всей американской группы хочу пожелать всему афганскому народу мира и благополучия, чтобы там появлялось больше людей, которые любят Афганистан так, как любил его Султан Мунади. |