|
Ботагоз Сейдахметова
Американский эксперт, политолог Томас Сандерсон занимается вопросами терроризма, национальной безопасности, изучает глобальные угрозы и их тенденции.
В Алматы он прочитал ряд лекций по терроризму для студенческой аудитории. В интервью нашей газете он объяснил, чем террорист отличается от борца за идеалы и права человека
- Томас, мне часто приходится слышать мнение аналитиков о том, что вся внешняя политика США, по сути, построена на энергетических интересах. Так, нынешняя политика Обамы в Афганистане, мол, несет за собой желание создать альтернативные пути транспортировки нефти и газа. И в данном случае в Афганистане сталкиваются интересы США и Китая. Насколько это верно?
- Конечно, в первую очередь, идет экстраполяция на то, что США пришли в Афганистан ради энергетических ресурсов. Но мой короткий и четкий ответ на ваш вопрос - нет. Потому что США находятся в Афганистане для стабилизации ситуации в стране, усмирения Талибана и “Аль-Каиды”. Существует теория заговора, согласно которой США вверглись в Афганистан из-за энергетических ресурсов. Но я уверен, что это абсурдное мнение.
Однако я должен подчеркнуть, что есть некоторые другие цели и текущие обстоятельства, которые играют здесь свою роль. Одна из них - это увеличение количества ресурсов в регионе. Мы, конечно, признаем, что Россия доминирует в вопросе количества этих ресурсов и их транспортировки. Наша цель - убедиться, что у стран Центральной Азии есть опции по транспортировке сырья на мировые рынки. Это очень просто - мы не хотим, чтобы в регионе доминировали Россия или Китай. Кроме того, мы хотим, чтобы европейцы имели наименьшие риски в вопросе транспортировки энергоресурсов.
Изначально мы пришли в Афганистан для его защиты, но сегодня мы видим положительные возможности для влияния на Центральную Азию.
- Что, на Ваш взгляд, является катализатором быстрых темпов развития экономики Китая? Как сочетается коммунистическая система с основами рыночной экономики?
- Самые очевидные причины такого быстрого экономического развития, на мой взгляд, - создание большого среднего класса, третий в мире уровень ВВП, огромная промышленность, торговые и финансовые доходы. И, конечно, стоит отметить, что многие страны меняют свою политику в сторону Китая. Создание диалога Китай - США является признанием того, что Китай стал мировой державой. О китайских экономических достижениях можно говорить много, но 10-процентный рост ВВП за последний год, инвестирование китайских денег в инфраструктуру по всем миру заставят задуматься каждого.
Китай не является конкурентом США в Афганистане. Он не вкладывал, как США, туда 100 миллионов долларов, китайцы не отправили туда около тысячи солдат. И то, что Китай владеет месторождением Айнак - не делает их нашими конкурентами. Кроме того, Китай не хочет видеть Афганистан дестабилизированным, поскольку эта ситуация может перекинуться на Синьцзянь.
- Как бы Вы оценили методы борьбы с терроризмом в Китае, Индии, Пакистане, на Ближнем Востоке, в странах нашего региона?
- Китай манипулирует ситуацией в Синьцзяне для того, чтобы принимать более жесткие меры в ответ.
В Пакистане, в целом, ситуация улучшается, но существует много людей, симпатизирующих исламу в рядах государства и армии, в Министерстве внутренних дел. Следует подчеркнуть, что Пакистан думает в долгосрочной перспективе касательно своего развития и отношений с Индией.
Пакистан большую часть помощи, которая была предназначена на борьбу с терроризмом, перенаправил на создание армии против Индии. Пакистану нужен свободный и стабильный Афганистан на случай нападения на них Индии. Но они не уверены, что сейчас ситуация в Афганистане нормализована при присутствии США, и также они не уверены в том, что смогут сохранить свое влияние на Афганистан так, как это было при талибах.
Что касается Индии, у нее много как внутренних, так и внешних угроз, присутствуют этнические проблемы. Но следует отметить, что Индия является большим партнером США.
На Ближнем Востоке все страны разные. Например, некоторые из них открыты, как Марокко. Напротив, Саудовская Аравия и Египет не толерантны в отношении критики со стороны оппозиции. Политика нового президента США Обамы в этом регионе отличается по сути и по стилю от политики предыдущих президентов. Он отправил в Афганистан специального уполномоченного Джоржа Митчелла. Барак Обама начал открытый диалог с мусульманскими странами, примером тому может служить каирская речь президента. Он проявил большое уважение к исламскому миру, намного больше, чем его предшественники.
Одно из наиболее эффективных достижений Обамы в переговорах на Ближнем Востоке - это то, что он изменил отрицательное мышление экстремистов и простых людей в исламских государствах к США. Он изменил представление о США как о расистской Америке, изменил представление о США как произральском государстве, которое не понимает культуру других государств и не признает их права.
- Томас, что собой представляет современный террорист? Где лежит граница между террористом и борцом за права человека?
- По моему мнению, террорист - это тот, кто убивает невинных людей для того, чтобы изменить политику государства. Разница в понятиях “террорист” и “борец” состоит в том, что террористы используют насилие. Но я верю в то, что если определенное этническое меньшинство подвергается огромным угрозам со стороны государства, у них есть право взбунтоваться против государства, но не против людей в этом государстве.
- Во время военной операции США в Афганистане в 2001 году американцы использовали страны нашего региона для военных действий. До сих пор в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане есть американские базы. Что для США означает Центральная Азия? Каковы главные интересы вашей страны в каждой из стран региона?
- Интерес США в вашем регионе состоит в том, чтобы создать сильные, независимые государства, которые развиваются по демократическому пути. На политическом уровне США хотят, чтобы страны Центральной Азии осознавали то, что они имеют возможность сотрудничать с другими странами, помимо США и России, чтобы США и Россия не доминировали в регионе. Мы очень обеспокоены политическим, экономическим, энергетическим, а также военным влиянием России и США в этом регионе. Мы хотим, чтобы Центральная Азия не дестабилизировалась из-за причин, приходящих из Южной Азии. Интерес США в регионе заключается в торговле, энергетике, в праве влиять, а также поддержать нашу операцию в Афганистане.
Военную базу “Манас” в Кыргызстане мы изначально использовали для операции в Афганистане. Кыргызстан - это единственная страна, в которой есть и американская, и российская военные базы. В Таджикистане нет нашей военной базы. США были обеспокоены гражданской войной в Таджикистане, присутствием там России. Один из наших основных интересов - безопасность таджикских границ.
С Узбекистаном у США практические отношения. Во-первых, мы сотрудничаем по Афганистану. Во-вторых, Узбекистан провозглашает независимость от России, и в этом контексте мы можем представлять себя как партнеры. Так что мы будем вести себя тихо, замалчивать нарушения прав человека в Узбекистане, так как Афганистан на сегодняшний день является более большой проблемой. Следует отметить, что нарушения прав человека в Узбекистане делают намного тяжелее нашу работу в Афганистане.
- Что, на Ваш взгляд, мешает нашим странам объединить усилия в экономической и политической сферах по примеру Европейского союза?
- Самый большой барьер - это личные отношения между президентами. В отличие от Европы в государствах региона нет демократии, не учитываются интересы людей.
Разница в понятиях “террорист” и “борец” состоит в том, что террористы используют насилие. Но я верю в то, что если определенное этническое меньшинство подвергается огромным угрозам со стороны государства, у них есть право взбунтоваться против государства, но не против людей в этом государстве. |