|
Ботагоз Сейдахметова
Государственный министр иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер на встрече с группой журналистов из стран Центральной Азии рассказал о мотивах, по которым Германия первой поддержала кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ, сделал прогноз по ситуации в Афганистане и признался, что Европа заинтересована не только в развитии трубопроводного проекта “Набукко”, но и других альтернативных путей транспортировки нефти и газа в Европу
Немецкий политик уверен, что председательство Казахстана в ОБСЕ будет очень полезно прежде всего для самой этой организации, которая переживает некоторый внутренний кризис. В чем он? В том, что многие годы председателями в ОБСЕ, в которую входят не только европейский страны, выступали только страны Западной Европы. “Возникало чувство, что она пытается в одностороннем порядке навязать западные ценности”, - рассказывает министр.
Такого рода критика часто исходит со стороны Москвы. А потому как Казахстан является частью бывшего Советского Союза, то наше председательство в ОБСЕ может снизить уровень такой критики.
Гернот Эрлер уверен, что шанс председательствовать в ОБСЕ дает Казахстану возможность автоматически получить новый импульс в проведении реформ, отвечающих нормам ОБСЕ.
Он также напомнил о том, что стратегия Европейского союза по Центральной Азии была инициирована в период председательства Германии в ЕС. И именно ФРГ всегда наиболее активно применяла эту стратегию, используя четыре главных приоритета.
Первый приоритет был создан по инициативе Франции и Германии и касается диалога со странами нашего региона в области прав человека.
Второй приоритет предполагает использование европейских структур в создании проекта “Вода - энергоснабжение”. Надо отметить, что Германия имеет огромный опыт в разработке водных ресурсов.
Третий приоритет - образовательные и научные проекты со странами Центральной Азии. Это очень популярные проекты, по которым студенты и ученые стран нашего региона имеют возможность получить образование в университетах Германии, пройти научную стажировку.
И, наконец, четвертый приоритет - это совместная борьба с организованной преступностью, наркотрафиком, пограничный контроль.
По словам государственного министра, Европейский союз, и в частности, Германия, уже три года активно занимается Центральной Азией. Старается влиять на страны региона. У Европейского союза собственный подход к Центральной Азии, который отличается от политики в нашем регионе таких стран, как Россия, Китай и США. “Мы убеждены, что пять государств Центральной Азии должны сотрудничать друг с другом во всех вопросах, таких, как экология, энергетика, безопасность и прочие”, - говорит министр.
Германия делает акцент на двустороннем сотрудничестве. ФРГ - важный партнер Казахстана не только в экономике, но и в политике. Так, Германия поддержала кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ и в практическом плане. За это время проведены семинары для дипломатов из Казахстана, которые получили важный опыт работы в ОБСЕ.
Министр говорит, что для Европы развитие стран Центральной Азии очень важно, потому как стабильность в регионе поможет решить проблемы, связанные с Афганистаном. “Мы рассматриваем стратегию по Центральной Азии как важный элемент для предотвращения конфликтов, потому хотим стимулировать связи в регионе”.
Что касается будущего Афганистана, немецкий дипломат уверен, что Запад в ближайшее время не бросит его на произвол судьбы. “Если Запад уйдет из Афганистана, это чревато гражданской войной, в которой победят талибы и возьмут Афганистан под свой контроль. У нас нет альтернативы. Скоро в Афганистане состоятся президентские выборы, и талибы пытаются их торпедировать. Но мы уверены, что выборы состоятся”.
Он напомнил, что новый президент США Барак Обама посылает дополнительный контингент - 20 тысяч военнослужащих - в Афганистан. Германия является третьей страной по численности военного контингента в Афганистане - 3500 солдат и офицеров. За время военной операции в Афганистане погибли 35 немецких солдат.
А в последнее время ведется интенсивная политика по отношению к Пакистану, учитывая его тесную связь с Афганистаном. Именно с территории Пакистана исходит опасность исламистских группировок.
“Никто не хочет долго оставаться в Афганистане”, - говорит Гернот Эрлер. - Поэтому Запад сегодня обучает афганских полицейских, чтобы правительство могло само себя защищать. Созданы школы для полицейских. Кроме того, проводится дискуссия с афганским правительством о том, как важно хорошо платить полицейским, чтобы завтра их не перекупили талибы.
Что касается энергетических проектов, то, по мнению министра, “Набукко” очень дорогостоящий проект, который требует более 8 миллиардов евро. Откуда их взять? Вот в чем вопрос. Насколько хватит туркменских ресурсов? Кроме того, надо учитывать, что Россия выступает против “Набукко”. “Мы остаемся зависимыми от России. Нам нужно сотрудничать с Россией. Но лучший выход - диверсификация потоков. Монополия никогда не является хорошей основой для сотрудничества”.
Европа говорит да проекту трубопровода “Северный поток” и “Набукко”. А “Южный поток” выгоден только России, говорит министр. Впрочем, он добавляет, что “мы будем рады, если все три потока будут работать”.
Берлин |