|
Ирина Гайкалова
На этой неделе государства Евросоюза выбирали депутатов объединенного парламента. Прогнозы почти полностью оправдались. Консерваторы в лице Европейской народной партии получили поддержку избирателей и вновь остались в большинстве. Ну а показатели неявки европейцев побили рекорд прошлых выборов 2004 года. Наш корреспондент работал в составе избирательной комиссии на одном из выборных участков города Ганновер в Германии
В воскресенье, 7 июня, в Германии, как и в 18 других странах Евросоюза, прошли выборы в Европарламент.
Ровно в восемь утра зашла пожилая супружеская пара - первые голосующие, и... началось. Люди шли довольно интенсивным потоком, так что членам избиркома не приходилось скучать. Конечно же, в первых рядах немецкие бабушки-старушки - кто бодро, а кто на колясках в сопровождении родственников. Активность здешних пожилых людей, их любознательность и стремление быть в курсе происходящего поразительны и достойны восхищения. “Я пришла проголосовать, потому что от нынешних молодых людей не дождешься никакого движения. Они предпочитают, чтобы за них кто-то и что-то решал!” - так резко высказывается 75-летняя фрау Майер, отдавая свой голос за своих фаворитов. Однако назвать молодых людей Германии слишком уж инертными тоже было бы несправедливо. На мой взгляд, около 30 процентов посетивших наш участок была молодежь от 18 до 25. Моя 19-летняя сестра - ученица гимназии - тоже пришла отдать свой голос. Если говорить в целом, то, согласно оценкам европейских социологических служб, на избирательные участки в целом по ЕС не явились 58-60 процентов европейцев, имеющих право голоса. До сих пор рекордным по показателю неявки избирателей был 2004 год, когда он составил 45 процентов. В нынешних выборах в Германии могли принять участие 62,2 миллиона граждан. К избирательным урнам пришли всего 42 процента избирателей (для сравнения: в 2004 году на избирательные участки пришло 43 процента).
Эксперты считают, что, возможно, выборы в Европарламент не интересуют население в такой степени, как выборы в бундестаг, которые пройдут осенью. Остается надеяться на лучшее.
Что неприятно поразило на прошедших выборах: малое присутствие ненемецкого населения на выборах в Европарламент. Возможно, где-то в разных других городах Германии они и пришли отдавать свои голоса, но на моем участке в этот день я насчитала всего трех-четырех человек. При этом район, в котором мы живем, населен большим числом людей разных национальностей. Душа болит, конечно же, более всего за своих - русскоязычных. Учитывая почти пятимиллионное присутствие русскоязычного населения в Германии (так называемых российских немцев и их родственников), такая ситуация кажется удручающей - это может означать только одно: плохую интегрированность, нежелание участвовать в жизни общества в силу разных причин.
Живой интерес и удивление почти всех избирателей вызвал вид бюллетеней. Дело в том, что они были почти метровой длины. Но что делать, если в Германии к выборам в Европарламент была допущена 31 партия. Первые строчки заняли весомые: ХДС/ХСС и СДПГ, “зеленые”, коммунисты, потом шли женские, партии пенсионеров, а завершали этот список такие экзотические, как “Фиолетовые”, Пиратская партия Германии. Что это за партии и кому они нужны - знают только те, кто их создал, а также, видимо, государство, раз оно выделяет им деньги на проведение выборных кампаний и допускает к участию в выборах. Но какой бы скепсис в отношении этих партий мы ни питали, демократия в этом случае торжествует.
Как и предсказывалось аналитиками, победу на выборах одержал блок ХДС/ХСС, набравший 38 процентов голосов. Хотя эти результаты значительно ниже достигнутых блоком на предыдущих выборах 2004 года (44,5 процента), ХДС/ХСС намного опередил социал-демократов, которым удалось набрать лишь 20,8 процента (21,5 процента в 2004 году). На третьем месте оказались “зеленые”, набравшие 12 процентов голосов. Таким образом, сохранение позиций в Европарламенте консервативной христианско-демократической Европейской народной партии (ЕНП), являющейся крупнейшей наднациональной партией Евросоюза, сохранено.
Низкая активность населения на выборах по-разному трактуется аналитиками - кто-то видит в этом явную и прогрессирующую апатию европейцев к политической жизни, разочарованность и своего рода протест против существующего положения вещей, обусловленного экономическим кризисом. Другие склонны не драматизировать ситуацию - особенно в этом усердствуют победившие политики. Как бы там ни было, выборы состоялись - у Европы новый парламент. А вот Германию ждет другой виток политической жизни - осенью выборы в бундестаг.
Германия |