|
Сегодняшние западные СМИ рассказывают о напряженной ситуации в Таиланде, где политическое противостояние между бывшим и нынешним премьером и их сторонниками вылилось в жестокие уличные столкновения. Хаос в Бангкоке стал опровержением теорий об “азиатских моделях” авторитарного патернализма
Немецкая
Die Welt напоминает, как развивались предшествовавшие кризису последних дней события. В течение трех последних лет в южноазиатском королевстве проходят акции протеста против существующего режима. Один лагерь, добившийся поставленных целей, сменяется другим лагерем недовольных, отмечает автор статьи Софи Мюльманн. Но с конца минувшей недели в столице Таиланда воцарился хаос - “страна улыбок”, так полюбившаяся туристам, стала заложницей нескончаемого политического абсурда.
Кризис обострился в субботу, продолжает издание, когда акции протестов, в которых приняли участие десятки тысяч людей, привели к срыву международного саммита АСЕАН в Патайе, обернувшись серьезными столкновениями между демонстрантами и полицией.
В воскресенье действующий премьер Абхисит Ветчачива ввел в стране чрезвычайное положение, в столицу вошли танки. Однако противников режима, так называемых “краснорубашечников”, это не остановило: проигнорировав режим чрезвычайного положения, они хлынули на улицы, взяв в заложники весь Бангкок, поджигая автомобили, переворачивая автобусы.
Неожиданно в игру вступил находящийся в изгнании экс-премьер Таксин Чинават, подливая масла в огонь и подстрекая и без того раскаленные до предела эмоции. Обращаясь к своим сторонникам по телефону из-за границы, он призвал их к революции, пообещав лично присоединиться к акциям протеста. При этом, замечает немецкий журналист, никто всерьез не верит в то, что бывший полицейский и мультимиллионер рискнет вернуться в Таиланд, где в свое отсутствие был обвинен в коррупции.
|
В Таиланде все спокойно? |
“Краснорубашечники”, поясняет автор публикации, являются сторонниками экс-премьера, приехавшими преимущественно из провинции. “Они выкрикивают его требования о проведении досрочных выборов и представляют его интерпретацию политических событий, а именно, что Абхисит Ветчачива 4 месяца назад захватил власть незаконно, подрывая основы демократии”.
Их противники, “желторубашечники”, в прошлом году добились смены правительства Таксина. Этот лагерь представляет политический и экономический истеблишмент Таиланда. Оба лагеря, по их собственным утверждениям, борются за демократические идеи, при этом, отмечает издание, их методы и цели далеки от демократических.
“Абсурдный политический тупик, который ввергает страну в хаос и отпугивает инвесторов, дорого обходится и такой важной для экономики туристической отрасли”, - заключает издание.
Корреспонденты
The Los Angeles Times в репортаже из Бангкока рассказывают о ситуации в городе. На момент выхода статьи около семи тысяч “красных” демонстрантов, сторонников экс-премьера Таксина Чинавата, будучи окруженными на территории вокруг Дома правительства, готовились дать решающий бой. “Если мы должны умереть, то пусть мы умрем здесь”, - заявил один из лидеров демонстрантов, окруженных со всех сторон солдатами.
Были зафиксированы столкновения между протестующими и стихийными ополчениями из числа местных жителей. Накануне были убиты два человека и еще около ста ранены. Издание отмечает, что погибшие были не оппозиционерами, а членами тех ополчений, что совместно с армейскими подразделениями, применившими вчера огнестрельное оружие, вытесняли “красных” из своих кварталов.
Итальянская
La Repubblica анализирует причины крушения “таиландской модели” капитализма.
Таиланд стал одним из “драконов”, вкусивших плоды современного мира, открывшихся Западу и воспользовавшихся преимуществами глобализации. А сегодня, пишет автор статьи Федерико Рампини, эта юго-восточная страна стала концентратом неудачных рецептов.
Оппозиция выступает против правительства, возглавляемого премьер-министром Абхиситом Ветчачивой, приведенным к власти в результате давления манифестантов и тайных соглашений с королевским дворцом. Нынешнего премьера поддерживают армия и парламент, но, однако, он не был избран в результате всеобщего голосования. Дважды избиратели, в 2005 и 2007 годах, требовали возвращения к власти оппозиционной партии, но их желание было подавлено псевдодемократическими мерами. Но и сама оппозиция лишь усиливает нестабильность в стране, пишет автор статьи. Ее лидер, телемагнат Таксин Чинават, был премьером-популистом, чьи авторитарные замашки вызывали обеспокоенность: например, ограничение свобод и неограниченные права полиции в рамках кампании по борьбе с наркотиками. Теперь он из “золотой” ссылки финансирует оппозицию, надеясь привести к власти премьера-марионетку.
Хаос в Бангкоке стал опровержением теорий об “азиатских моделях” авторитарного патернализма, могущественных сторонников которого можно отыскать повсюду - от Сингапура до Пекина. Мнимая стабильность этой модели, во всех ее вариантах - правом и левом, подверглась суровому испытанию нынешней экономической бурей, и не только в Таиланде, пишет издание. |