|
Китайская инвестиционная компания Tencent, которая размещает на своем сайте официальную статистику по числу заболевших коронавирусом и умерших от него, в субботу опубликовала информацию, что вирус подхватили 154 023 человека, а число умерших составляет 24 589. Эти цифры в десятки раз превышают озвучиваемую властями статистику.
Информацию, правда, довольно быстро заменили на официальную. По данным на утро понедельника, количество погибших от пневмонии, вызванной новым типом коронавируса, превысило 900 человек, заражены более 40 тысяч человек. Так каковы же на самом деле масштабы эпидемии?
Точного ответа на этот вопрос пока, увы, нет. В отличие от экономических потерь, выражаемых в конкретных цифрах. Так, сейчас коронавирус поставил под угрозу мировой рынок газа. Изоляция городов и провинций, снижение экономической активности во многих крупных городах, закрытие заводов привело к резкому снижению спроса на голубое топливо. Китайские импортеры уже сообщили о вероятности отказа от 70 процентов объемов сжиженного природного газа, который поступает в страну морем.
Еще год назад Китай стал основным драйвером наращивания мировых газовых потоков. Спрос на импортный газ в Китае за последнюю пару лет вырос на треть. В прошлом году КНР закупила почти 90,4 миллиона тонн газа (или 124,75 миллиарда кубических метров). Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что уже к 2023 году Китай почти вдвое увеличит импорт газа - до 171 миллиарда кубометров. Однако нынешний январь все изменил. По крайней мере, с сжиженным природным газом. Две крупнейшие энергетические компании Китая объявили форс-мажор по 14 контрактам на импорт СПГ. По их мнению, положение, которое "включается" во время стихийных бедствий или войны и освобождает стороны контракта от его выполнения, вполне подходит под нынешнюю ситуацию. В изоляции в Китае находятся несколько десятков миллионов человек, включая 12-миллионное население Уханя, и, по сути, всей провинции Хубей (более 54 миллиона человек). Многие предприятия, обеспечивавшие поставки продукции на международные рынки приостановили работу: закрыты фабрики по производству продукции компаний Samsung, Apple, Johnson & Johnson, Toyota приостановила работу 12 заводов в Китае. Кроме того, из-за вируса закрыты заводы по производству запчастей - Fiat Chrysler Automobiles NV заявили, что один из его европейских заводов может закрыться в течение двух-четырех недель, если китайские поставщики запчастей не смогут вскоре вернуться к работе, а Hyundai Motor Co на прошлой неделе уже приостановил производство на его заводах в Южной Корее из-за нехватки деталей китайского производства. К этому стоит добавить приостановку деятельности внутреннего производства. Только временное закрытие завода IHS Automotive (закрыли до 10 февраля) привело к сокращению производства автомобилей в Китае на семь процентов в первом квартале. Закрытые пункты общественного питания, университеты, аэропорты. Профессор финансов Пекинского университета Майкл Петтис (Michael Pettis) отметил, что в самом Китае снижаются объемы потребления, в том числе и потому, что "люди не ходят в рестораны и бары". По его словам, остановка тех или иных составных частей экономики страны приведет к глобальным последствиям, поскольку Китай является двигателем роста для многих экономик мира. Эксперты уже прогнозируют рост приостановки газовых контрактов из-за "вирусного форс-мажора". Часть танкеров с СПГ уже развернули из южных портов и направили на север. При этом на крупных рынках в Азии и Европе уже ощущают перенасыщение на фоне избыточных поставок. Оптовые цены на газ в Великобритании близки к самому низкому уровню со времен финансового кризиса, а цены на СПГ в Азии близки к историческому минимуму на уровне 2,95 доллара за миллион британских тепловых единиц. "Флотилия китайских отказников, плавающих по всему миру с сжиженным газом на борту в поисках приюта, только усиливает медвежьи настроения", - отметил Фрэнк Харрис, глава отдела по СПГ в консалтинговой компании Wood Mackenzie. Аналитики считают, что продолжающаяся изоляция Китая спровоцирует глобальную рецессию. Впрочем, речь идет лишь о морских поставках СПГ. Что касается поставок по газопроводам, то здесь пока ни о каком снижении речь не идет. В начале декабря начались поставки российского газа в Китай по МГП "Сила Сибири-1" (восточный маршрут). Объем поставок составит 38 миллиардов кубометров в год, а всего за 30 лет в Китай по МГП "Сила Сибири-1" будет поставлено свыше триллиона кубометров газа. По магистральному газопроводу (МГП) Средняя Азия - Китай в прошлом году в КНР было экспортировано более 47,9 миллиарда кубометров природного газа, что на 0,9 процента больше по сравнению с показателем 2018 года. К слову, основной поставщик газа в эту трубу - Туркменистан. Узбекистан заявил, что с этого года будет снижать поставки газа за рубеж, включая китайское направление (туда уходило восемь миллиардов кубометров), и начинает его переработку внутри страны. Казахстан, который задействован в газопроводе Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай может воспользоваться ситуацией, увеличив свою долю продаж. Особенно на фоне снижения поставок казахстанской нефти в КНР (причина - загрязнение нефти в трубопроводе хлорорганическими соединениями, которые в прошлом году стали причиной остановки российского нефтепровода "Дружба"). Снижение поставок составило 30,9 тысячи тонн при плане 34,6 тысячи тонн (возобновление экспорта нефти предполагается после урегулирования вопросов качества сдаваемой нефти из ресурсов "СНПС-Актобемунайгаз"). Власти ряда стран выделяют огромные ресурсы на научные разработки вакцины против коронавируса. Пока не будет найден способ лечения, страны не рискуют подсчитывать убытки от изоляции КНР - никто не знает, когда это закончится и закончится ли вообще. Казахстан тоже считает будущие риски. Если грузовые товарные потоки идут прежними объемами, то вот "персональные поставки" - результат поездок наших челночников - уже прекратились. А это значит, что казахстанцы в ближайшее время могут столкнуться с ростом дефицита ряда традиционных товаров: детских игрушек, одежды, обуви. Есть еще один момент. Многие казахстанские производители лишь планируют осваивать китайский рынок. А для этого им необходимы личные контакты и поиск покупателей в КНР. Но деловые поездки туда также ограничены, что повышает риски "временного перекрытия" и потенциальных торговых путей в Китай. Если это затянется ненадолго - это не страшно. Но если подобная блокада продлится более полугода, это всерьез ударит по отечественными пищевикам, рассчитывающим на сбыт своих товаров в КНР.
Нур-Султан
|