Депутаты предлагают запретить в школах Казахстана пользоваться смартфонами в учебное время, аргументируя это тем, что растущая зависимость детей от гаджетов ведет к "формированию искаженных социальных ориентаций"
Парламентарии уже не впервые выступают с такой инициативой. На этот раз с соответствующим запросом к премьер-министру страны обратилась депутат мажилиса Майра Айсина. По ее словам, зависимость от смартфонов, планшетов и другой цифровой техники, отсутствие навыков у детей самостоятельно ограничивать время, которое они тратят на соцсети или онлайн-игры, ведут к изменениям, схожим с изменениями после черепно-мозговой травмы и ранней стадии деменции. Чтобы избежать таких последствий, заинтересованные ведомства должны провести всесторонний анализ текущей ситуации и не забывать про существующий Закон "О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию". "Правительству необходимо принять дополнительные системные меры, направленные на консолидацию правовых, социальных, технических мероприятий по обеспечению максимальной безопасности детей в интернете и фильтрацию информации", - считает мажилисвумен и предлагает при необходимости прибегнуть к самым жестким мерам вплоть до ограничения и запрета. В частности, депутат посоветовала чиновникам изучить такие возможности, как ограничение времени доступа к онлайн-играм в будние и выходные дни детям до 16 лет посредством идентификации пользователей на игровых платформах. Также следует запретить для детей в будние дни доступ в интернет-кафе к видеоиграм. Осуществлять контроль можно при помощи программ для мониторинга и статистики сайтов. К примеру, программа "Родительский контроль" может использовать для мониторинга действий ребенка в сети, а установки "безопасного поиска" - ограничить доступ к нежелательному контенту. Эта функция позволит заблокировать запросы сомнительного характера в поисковых системах Google, "Яндекс".
Одно из предложений касается запрета на использование смартфонов и планшетов во время учебы в школе. Инициаторы таких идей считают, что сегодня учебные заведения оборудованы всем необходимым для работы, у учителей есть связь с родителями, поэтому необходимость в смартфонах отпадает. Кроме того, такие меры, по словам парламентариев, действуют во многих странах, в том числе постсоветского пространства. Впрочем, например, во Франции школьники не могут пользоваться смартфонами только во время уроков - на перемене это правило не работает. То же самое касается и учителей. К тому же французское правительство сделало несколько исключений: смартфонами можно пользоваться на уроках, если это нужно в образовательной программе или детям-инвалидам, которым необходима постоянная связь с родителями. В школах США смартфоны начали запрещать с 2007 года, и к 2012 году 98 процентов школ либо не разрешали ими пользоваться во время уроков, либо требовали их сдачи в начале дня. А вот в Великобритании школы сами принимают решение о запрете гаджетов. Там нет единого мнения: в одном учебном заведении детям категорически запрещено даже приносить с собой телефоны, в другом - разрешено даже использовать на уроке в качестве учебника. К слову, до этого казахстанские парламентарии предлагали внедрить тотальный запрет на пользование смартфонами в школах не только учениками, но и их родителями, и даже самими учителями. Практическим путем установлено, что в школах с ограничением смартфонов успеваемость учеников выше. Исследователи говорят, что это эквивалентно пяти дополнительным дням в учебном году. В некоторых российских школах, где также неоднократно поднимали этот вопрос, провели эксперимент: ученикам запретили пользоваться смартфонами во время уроков, разрешали простые кнопочные телефоны или устанавливали фильтры, чтобы они не могли зайти в соцсети и другие несвязанные с учебой сайты. В итоге школьники начали больше времени проводить вместе на переменах. Журнал Clinical Psychological Science опубликовал исследование, в котором ученые пытались разобраться, почему увеличилось число американских подростков, которые чувствуют себя бесполезными или безрадостными. Они пришли к выводу, что на настроение школьников влияют смартфоны - чем больше времени они проводят в соцсетях, тем больше вероятность того, что они впадут в депрессию. Но другие эксперты придерживаются противоположного мнения, считая, что, наоборот, необходимо использовать смартфоны на уроках, чтобы разнообразить процесс обучения. Ограничения только затормозят скорость обучения, так как сейчас компьютерная грамотность и работа с информацией - важный социальный навык. Однако и без "призваний" депутатов после внедренного в стране в апреле 2016 года запрета на использование смартфонов государственными служащими на рабочих местах началась широкомасштабная кампания по аналогичным мерам в школах. В разных регионах республики сценарий введения механизма запрета выглядел одинаково. Сначала органы прокуратуры либо полицейские делали заявление о росте краж смартфонов в школах. Затем местные органы управления образования предлагали в качестве рекомендации запретить гаджеты в учебных заведениях. Последние, в свою очередь, рапортовали, что собрания с родителями провели и меры приняли. В итоге подобное "табу" школы прописывали в своих уставах. Особенно отличилась Кызылординская область. Там почти во всех школах ученикам не разрешали пользоваться смартфонами, только простыми кнопочными мобильниками. Как заверяли в надзорном органе региона, это пошло на пользу: позволило исключить социальное неравенство среди учащихся и снизить кражи. Более того, цена такой меры для области - более 900 миллионов тенге. Эту сумму выделили для оборудования школ индивидуальными запирающимися ячейками для хранения смартфонов.
Нур-Султан |