Константин Маскаев Во вторник представитель движения “Талибан” Забихулла Муджахид заявил, что накануне днем в афганской провинции Газни в предгорьях Гундукуша талибы сбили пассажирский джет Вооруженных сил США, на борту которого находилось несколько высокопоставленных офицеров и сотрудников ЦРУ. Один из них - Майкл Д’Андреа, по данным источника, курировал cпецоперации в Ираке, Иране и Афганистане. В частности, был одним из организаторов убийства начальника спецслужб ливанской шиитской организации “Хезболла” Имада Мугния, а также участвовал в операции по устранению главы иранской “Аль-Кудс” Касема Сулеймани
Иранское агентство Mehr распространило сообщение о свершившейся мести, сославшись на источники в российской разведке, добавив, что атаку на самолет талибы реализовали по просьбе иранской стороны и из солидарных побуждений. В ЦРУ не комментируют гибель высокопоставленного офицера. Тем не менее американский военный чиновник заявил корреспонденту Fox News, что такой самолет потерпел крушение в Восточном Афганистане в понедельник. На борту находилось “не менее пяти человек”. Самолет принадлежит 430-й экспедиционной боевой эскадрильи, базирующейся на аэродроме Кандагара с апреля 2019 года. По данным знакомого с ситуацией эксперта, в ЦРУ офицер Майкл Д’Андреа носит служебный псевдоним “Темный принц”. Его назначили ответственным за операции в отношении Ирана не менее трех лет назад. Ликвидацию генерала КСИР Сулеймани проводили под его непосредственным наблюдением.
Вместе с тем, не отрицая факта гибели самолета, эксперт не обладает точными данными о том, был ли “Темный принц” ликвидирован “Талибаном” по заказу Тегерана (как месть за Сулеймани) или талибы сбили самолет случайно. “Если информация подтвердится, то можно констатировать, что мы наблюдаем одну из самых масштабных дуэлей спецслужб - по ликвидации первых лиц из числа силовиков Ирана и США”, - заключает эксперт. Ранее, в понедельник, афганские чиновники поспешили заявить, что крушение в удерживаемой талибами области в провинции потерпел пассажирский самолет местной авиакомпании Ariana Airlines. Однако в ней почти сразу опровергли это сообщение, заявив, что никаких авиапроисшествий с самолетами авиакомпании в указанный период не происходило. О самолетах, используемых Вооруженными силами США для перевозки высокопоставленных офицеров и должностных лиц, известно, что это Е-11А, специальная модификация Global Express, большого сверхдальнемагистрального административного самолета, производимого компанией Bombardier Aerospace в Канаде, вместимостью до 19 обычных пассажиров или до восьми VIP-персон. Самолеты Bombardier E-11A американские военные также используют как ретрансляторы для обеспечения связи в труднодоступных районах Афганистана, где нет налаженной инфраструктуры, а сигналу мешает горный ландшафт. Сами военные называют их “летающими Wi-Fi”. Позже стало известно, что американским военным удалось забрать тела погибших при крушении E-11A. Но в сообщениях Пентагона предпочитают не связывать гибель самолета с вражеским огнем. Во вторник же в провинции Газни прошел бой за контроль над местом крушения самолета. Правительственные войска Афганистана пытались добраться до обломков, но боевики “Талибана” их туда не подпустили. Как заявил агентству AFP глава полиции региона Халед Вардак, после этого по талибам ударили с воздуха. Затем американским военным удалось добраться до места трагедии на вертолете и забрать тела погибших. По словам военного источника агентства AP, на борт подняли только два тела - судя по всему, первого и второго пилотов. Источник не исключил, что это только сохранившиеся тела, остальные могли сгореть или быть похищены талибами. Во всяком случае, местные власти сообщали, что на борту было больше двух человек. Например, упомянутый полицейский полковник утверждал, что было четыре тела, а двое пассажиров “остались в живых и пропали”. На видео, которое опубликовал в Twitter местный журналист Тарик Газнивал, видно, что после падения практически весь фюзеляж охвачен пламенем. |