|
Даулет Алтаев Ввиду американских санкций Венесуэла вынуждена продавать нефть окольными путями. Для этого используют так называемы “темные” танкеры - суда с отключенными транспондерами (устройство, которое сообщает о местонахождении судна и о его маршруте), утверждает агентство Bloomberg. Между тем внимание со стороны США к Венесуэле в последнее время несколько ослабло. Независимые аналитики полагают, что санкционный механизм в этом случае является банальным способом приобретения как бы незаконной нефти по цене существенно ниже рыночной
Санкции США сделали свое дело - многие страны предпочитают не связываться с Венесуэлой новыми контрактами на поставку нефти. Навязывается впечатление, что команда Николаса Мадуро “выживает как может” - по данным аналитиков из Financial Times, доходы от добычи нефти этой страны упали с пяти миллиардов долларов (данные по периоду 2006-2014 года) до 250 миллионов долларов в месяц. В списке стран основных партнеров Венесуэлы, которые якобы тайно получают нефть, - Китай, Индия, Куба и Россия. По крайней мере, так рассказывает агентство Bloomberg, что недавно опубликовало исследование, согласно которому Венесуэла продолжает экспортировать нефть, несмотря на санкции со стороны США (более того - с октября умудряется наращивать экспорт). Напомним, что в начале 2019 года, относительно Венесуэлы применили пакет ограничений (Вашингтон арестовал венесуэльские активы на семь миллиардов долларов и запретил работать с национальной нефтегазовой компанией всем американским контрагентам). Дело в позиции Николаса Мадуро, которая расходится с позицией администрации США - в США не считают Мадуро легитимным главой государства. Тем самым США, оказывая давление на нефтедобывающую отрасль Венесуэлы, рассчитывают существенно сократить поток нефтедолларов, которые необходимы для поддержания администрации Мадуро. Куда входят: обеспечение безопасности президента Мадуро и его ближайшего окружения, поддержка расходов аппарата “на проекты повышения лояльности” да и в целом “средства, направленные на финансирование протестных движений”. Однако конфликт США и Венесуэлы, а также его почва - это тема отдельного материала, и мы сейчас ее разбирать не будем.
В последние месяцы складывается впечатление, что давление США на Венесуэлу, точнее на администрацию Мадуро, постепенно снижается. Пропорционально этому растет объем добычи и экспорта венесуэльской нефти так называемыми “серыми” танкерами (за десять дней ноября отгружено почти 11 миллионов баррелей нефти, что в два раза больше, чем за тот же период октября, сообщает Bloomberg. Половину этого объема, согласно публикации агентства, погрузили на “темные” танкеры и направили в Китай и Индию). Об этом механизме мы расскажем чуть ниже. Такое положение дел независимые эксперты связывают с возможной “сделкой” - Венесуэла сейчас, находясь под давлением санкций, диктовать свои условия, как, впрочем, и продавать нефть хотя бы по среднерыночной цене, не способна. Однако всегда есть государства, которые готовы прийти на выручку и, пользуясь случаем, приобрести нефть по цене существенно ниже рыночной. Так, в апреле этого года стало известно, что после введения санкций относительно PDVSA (государственная нефтегазовая компания Венесуэлы) поставки на Кубу увеличились в четыре раза. Как сообщает венесуэльская газета El Nacional, в апреле венесуэльская компания поставила на Кубу 355 тысяч баррелей нефти. А уже в мае этот показатель вырос до 1,4 миллиона баррелей нефти. Фактически Венесуэла превращается сегодня в своеобразную нефтяную “толкучку” - рынок, базар, где предпочитают наличные (введены санкции США относительно Центрального банка Венесуэлы) и товар покупают на разлив “натуральными миллионами тонн”. По крайней мере, так обрисовывают ситуацию люди, знакомые с ситуацией, предполагая, что это один из наиболее логичных сценариев развития событий в сложившейся ситуации. Нечто похожее происходит и в Иране - нефть из страны также может вывозиться безымянными танкерами-невидимками. Но уже в Китай. И это тоже отдельная тема для материала. Кстати, по информации западных СМИ, именно китайские суда одними из первых начали использовать приемы отключения транспондеров на танкерах. Схема экспорта и сбыта нефти, таким образом, сама по себе довольно грациозна. Так, согласно исследованию Bloomberg, “серые”, или, как их еще называют, “темные” танкеры - это суда, положение которых не пеленгуется. Иными словами, маршрут такого судна, где намеренно заблокирован передатчик координат (возможность скрывать свое местонахождение столь крупному судну, выясняется, не запрещено по мировому законодательству), отследить невозможно. Следовательно, открыты любой порт и направление. Также, учитывая, что был введен пакет ограничений на использование конкретных судов (“черный список” названий), предполагается, что Венесуэла (как и Китай) пошла по пути переименования танкеров. Однако фактических доказательств этой теории пока не предоставлено. Еще один важный момент - недавний конфликт агентства Reuters и компании “Роснефть”. СМИ опубликовало материал, согласно которому, “Роснефть” могла выступать посредником в процедуре продажи Венесуэльской нефти. На что “Роснефть” отреагировала крайне негативно - прозвучало даже намерение добиваться прекращения работы агентства на территории России. Между тем “Роснефть” подчеркивает - все контракты на поставку нефти из Венесуэлы относятся к досанкционному периоду и соответствуют всем нормам международного права. Между тем механизм доставки нефти “вслепую” стал наиболее популярен также и после сентябрьского пакета санкций США относительно компании COSCO - одного из крупнейших игроков на рыке морской транспортировки нефти. Что попутно спровоцировало поднятие фрахтовых ставок. |