ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Нечеловек-невидимка Мир

Алексей Мальченко
Российская армия продолжает крепчать, наводя ужас на западных военных экспертов. Одной из самых обсуждаемых тем стало появление в небе российского самолета-невидимки Су-57 в паре с беспилотником “Охотник”. Действительно ли новые машины могут составить конкуренцию американским F-35 или речь идет об очередных “эксперименталках”?

Через тернии
к звездам
О российском самолете-невидимке говорили так много, что в реализацию создания воздушного судна пятого поколения некоторые скептики перестали верить. Именно под литерой “пять” подразумевается ряд свойств самолета, в числе которых и технология стелс - это комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения.
Действительно, историю самолета-невидимки начали писать еще в конце 1980-х годов, а всерьез заговорили еще в 1970-х, однако по-настоящему первый опытный российский образец, который мог бы стать серийным, поднялся в воздух лишь в 2010 году - это была машина под аббревиатурой Т-50 (Су-57). Тогда к реализации программы привлекли российскую самолетостроительную корпорацию “МиГ” и Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, а главным исполнителем стал авиационный военно-промышленный комплекс “Сухой”. Казалось бы, самолет в небе... Победа?! Нет! За ним вышли второй опытный образец, третий, четвертый... десятый. Постоянный перенос запуска серийного производства привел к тому, что в 2018 году Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA по созданию истребителя пятого поколения, что означало потерю трети инвестиционного капитала проекта. Скептики тут же поспешили с выводом, что из-за этого шага вход в серию и вовсе может не состоятся, во всяком случае в обозримом будущем.
Но в июле 2019 года опытно-конструкторское бюро имени Сухого начало серийное производство российского истребителя пятого поколения Су-57, о чем говорили накануне 80-летия организации.
“Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, в 2019 году запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолетов”, - говорится в тексте.
Примерно в этот же период стало известно, что российский истребитель пятого поколения Су-57 покажут на МАКС-2019 - это международный авиакосмический салон, который в этом году прошел в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Однако до последнего момента было неизвестно, представят самолет на статической экспозиции выставки или знакомство состоится только в рамках летной программы.
Этой интриги хватило для того, чтобы европейские СМИ забили тревогу. Согласно данным из открытых источников, российский истребитель пятого поколения стоит около 35,6 миллиона долларов за экземпляр, в то время как цена американского истребителя пятого поколения F-35 составляет около 85 миллионов долларов. Понятно, что с такой ценой американский продукт остается не у дел. При этом, как подчеркивают европейцы, производители из ЕС отстали от России и США в этой области, и в то время как в Европе только будут испытывать свои образцы, российские уже закрепятся в этом сегменте мирового оружейного рынка.

 


Себе дороже
Стоит полагать, что опасения эти небезосновательны. Ведь уже в рамках МАКС-2019 машину презентовали турецкой делегации. Самое интересное в этой ситуации то, что США, которые так усердно препятствуют развитию РФ, сами дали повод для развития экспортных моделей Су-57.
Напомним, еще в июле 2019 года МИД Турции выступил с заявлением по поводу решения США “наказать” страну за приобретение российских зенитно-ракетных комплексов С-400 “Триумф”. Тогда американцы исключили турок из программы по производству истребителей F-35. А ведь турки были в списке главных партнеров! Обиженные американцы заявили, что Турция имела возможность производить более 900 деталей для F-35 и была получателем девяти миллиардов долларов в рамках кооперации с турецкими производителями, но этого лишилась.
Собственно говоря, турки готовы были приобрести и американские аналоги С-400, однако непродуманный шаг Вашингтона исключил такую возможность. По всей видимости, Анкара не сильно расстроилась, и теперь политики решили еще больше укрепить деловые отношения с Россией по линии военной обороны. В день открытия авиасалона МАКС-2019 президент РФ Владимир Путин прибыл в Жуковский вместе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, где главы государств ознакомились со статичной экспозицией истребителя пятого поколения Су-57. О чем беседовали лидеры двух стран, доподлинно неизвестно.
Пойдет ли Эрдоган дальше и оформит ли сделку на покупку российских “Сушек”, сейчас говорить сложно. Однако в треугольнике Россия - США - Турция в качестве партнера Россия выглядит намного привлекательнее хотя бы потому, что не пытается вставлять Турции палки в колеса.
Вполне вероятно, это направление получит новый виток развития уже в обозримом будущем.

Совсем не ровня
Цена российского продукта вне конкуренции, но сопоставимы ли технические характеристики? Этот вопрос также очень интересен и вызывает немало споров. После выхода информации о запуске серийного производства, а также цен на технику всколыхнулась не только европейская пресса, но и американская. Некоторые западные СМИ поспешили сделать выводы, что самолет пятого поколения не может стоит 35,6 миллиона долларов. И это понятно, другого сказать они попросту не могут, ведь нужно как-то оправдывать миллиардные траты налогоплательщиков на развитие армии США. Проведя собственное “расследование”, они пришли к выводу, что реальный прайс-лист составляет цену, в два раза превышающую стоимость американского F-35. Увы, но при всем желании вывести свой бренд в доминирующие позиции им не удалось. И дело здесь не только в более гуманной цене, но и в начинке.
Достаточно сравнить эти две машины, чтобы понять, что Россия шагнула далеко вперед. По мнению российских экспертов в области авиации, из недостатков Су-57 можно отметить только малое количество судов, что, естественно, исправят с течением времени. В свою очередь, явным преимуществом они отмечают радиоэлектронную систему. Но обо всем по порядку.
По понятным причинам большая часть технических характеристик самолетов засекречена, однако некоторая информация в открытых источниках все-таки есть.
Длина F-35 составляет 15,57 метра, Су-57 - 19,4 метра; размах крыла “американца” - 10,67 метра против 14 метров у “россиянина”; сухая масса - 13,2 тонны против 18 - соответственно. То есть российский самолет заметно крупней, но об этом чуть ниже, сейчас продолжим сравнение. Максимальная скорость F-35 - 1930 километров в час, Су-57 способен набрать 2600 километров в час; дальность полета в зависимости от конфигурации американской машины от 1670 до 2200 километров, а вот “Сушка” может протянуть от 4300 до 5500 километров (правда, с подвесным топливным баком). Практический потолок - 18 200 метров против 20 000 метров.
Су-57 малозаметен для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный. Он обладает сверхманевренностью, может уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Су-57 способен вести всеракурсный ближний бой с многоканальной стрельбой ракетами разной дальности. Он может применять крылатые ракеты, управляемые ракеты “воздух-поверхность”, ракеты класса “воздух-воздух” различной дальности, обычное и высокоточное вооружение, включая корректируемые авиабомбы. Причем весь этот арсенал практически не заметен для радиолокационного распознавания. Всего Су-57 несет до 14 типов вооружений.
 Другими словами, российская невидимка, которую так долго ждали, получилась из категории “тяжелоатлетов”, в то время как “Эфку” можно отнести к самолетам легкого класса при более худшей маневренности.
Установленная на Су-57 оптическая система - это российский конек, она позволяет засекать возможные цели на очень большом расстоянии в пассивном инфракрасном режиме, не облучая объекты. Подобная система опять-таки появилась на F-35, но у него она хуже по характеристикам.
В некоторой степени сравнение Су-57 с F-35 можно назвать некорректным еще и по той причине, что они разнятся по своему целевому предназначению. “Сушка” - боевая платформа, предназначенная для уничтожения противника на высоких скоростях, F-35 - это такой летающий информационный центр, обеспечивающий данными воздушной обстановки самолеты своей группы. Если оставить в стороне вооружение и средства радиолокации этих двух истребителей, то можно отметить, что ставки у F-35 сделаны на малозаметность, а у Су-57 - на скорость и маневренность.

Не в глаз, а в бровь
Вишенкой на торте в постановке воздушного боя можно считать недавнюю презентацию первого совместного полета БПЛА (беспилотный летательный аппарат) “Охотник” и Су-57. Дуэт поднялся в небо 27 сентября и пробыл в воздухе чуть более получаса. Во время полета отработали взаимодействие между ударным БПЛА и самолетом-лидером Су-57 по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО. На самом деле беспилотник может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации, который изменит всю тактику воздушного боя в принципе. Полные тактико-технические характеристики, боевое предназначение и вооружение перспективного “Охотника” остаются тайной, и все же о новой машине уже есть некоторая опубликованная информация. Известно, что БПЛА выполнен по схеме “летающее крыло” (без хвостового оперения) с применением композитных материалов, снижающих заметность аппарата для радиолокаторов. “Охотник” оснащен реактивным двигателем с управляемым вектором тяги (это видно на опубликованных фото) и способен развивать скорость около 1000 километров в час. Взлетная масса - около 20 тонн - предполагает размещение на борту нескольких тонн боевой нагрузки. Максимальная дальность полета дрона - 3,5 тысячи километров, высота полета - до 10,5 километра. Без дозаправки БПЛА может находиться в воздухе более суток.
Можно лишь предполагать, насколько возрастут боевые возможности - дальность обнаружения целей, огневая мощь и маневренность - заказанных российской армией тяжелых истребителей Су-57, если они будут “работать” в звеньях с “роботами”. Сверхманевренность “Сушки” и его широкий арсенал возможностей класса способны привести к нейтрализации средств авиации оппонента, а арсенал С-70 в этот момент может быть использован для превентивных атак средств ПВО на земле, не рискуя жизнями пилотов и потерей дорогих самолетов.
Ну и главный вопрос... Является ли Су-57 полноценным самолетом-невидимкой? Ответ - нет! Полной невидимости нет ни у кого. Есть изделия с относительно низкой радиолокационной заметностью, да и то в достаточно узком диапазоне частот радиоволн. У Су-57, кстати, этот параметр неплохой, ЭПР (эффективная площадь рассеяния) от 0,1 до 0,4 квадратного метра в различных ракурсах. Это чуть выше, чем у F-22, его ЭПР колеблется от 0,05 до 0,3 квадратного метра. Данных по ЭПР F-35 мы не нашли, но западные СМИ утверждают, что они гораздо хуже, чем у F-22. Однако не стоит забывать о том, что F-35 и размерами чуть меньше, а при этом значительно уступает по многофункциональности и маневренности Су-57. Поэтому если и сопоставлять эти боевые машины, то делать это нужно в совокупности, а не по одному из параметров.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение