|
Алексей Мальченко Российская армия продолжает крепчать, наводя ужас на западных военных экспертов. Одной из самых обсуждаемых тем стало появление в небе российского самолета-невидимки Су-57 в паре с беспилотником “Охотник”. Действительно ли новые машины могут составить конкуренцию американским F-35 или речь идет об очередных “эксперименталках”?
Через тернии к звездам О российском самолете-невидимке говорили так много, что в реализацию создания воздушного судна пятого поколения некоторые скептики перестали верить. Именно под литерой “пять” подразумевается ряд свойств самолета, в числе которых и технология стелс - это комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Действительно, историю самолета-невидимки начали писать еще в конце 1980-х годов, а всерьез заговорили еще в 1970-х, однако по-настоящему первый опытный российский образец, который мог бы стать серийным, поднялся в воздух лишь в 2010 году - это была машина под аббревиатурой Т-50 (Су-57). Тогда к реализации программы привлекли российскую самолетостроительную корпорацию “МиГ” и Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, а главным исполнителем стал авиационный военно-промышленный комплекс “Сухой”. Казалось бы, самолет в небе... Победа?! Нет! За ним вышли второй опытный образец, третий, четвертый... десятый. Постоянный перенос запуска серийного производства привел к тому, что в 2018 году Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA по созданию истребителя пятого поколения, что означало потерю трети инвестиционного капитала проекта. Скептики тут же поспешили с выводом, что из-за этого шага вход в серию и вовсе может не состоятся, во всяком случае в обозримом будущем. Но в июле 2019 года опытно-конструкторское бюро имени Сухого начало серийное производство российского истребителя пятого поколения Су-57, о чем говорили накануне 80-летия организации. “Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, в 2019 году запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолетов”, - говорится в тексте. Примерно в этот же период стало известно, что российский истребитель пятого поколения Су-57 покажут на МАКС-2019 - это международный авиакосмический салон, который в этом году прошел в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Однако до последнего момента было неизвестно, представят самолет на статической экспозиции выставки или знакомство состоится только в рамках летной программы. Этой интриги хватило для того, чтобы европейские СМИ забили тревогу. Согласно данным из открытых источников, российский истребитель пятого поколения стоит около 35,6 миллиона долларов за экземпляр, в то время как цена американского истребителя пятого поколения F-35 составляет около 85 миллионов долларов. Понятно, что с такой ценой американский продукт остается не у дел. При этом, как подчеркивают европейцы, производители из ЕС отстали от России и США в этой области, и в то время как в Европе только будут испытывать свои образцы, российские уже закрепятся в этом сегменте мирового оружейного рынка.
Себе дороже Стоит полагать, что опасения эти небезосновательны. Ведь уже в рамках МАКС-2019 машину презентовали турецкой делегации. Самое интересное в этой ситуации то, что США, которые так усердно препятствуют развитию РФ, сами дали повод для развития экспортных моделей Су-57. Напомним, еще в июле 2019 года МИД Турции выступил с заявлением по поводу решения США “наказать” страну за приобретение российских зенитно-ракетных комплексов С-400 “Триумф”. Тогда американцы исключили турок из программы по производству истребителей F-35. А ведь турки были в списке главных партнеров! Обиженные американцы заявили, что Турция имела возможность производить более 900 деталей для F-35 и была получателем девяти миллиардов долларов в рамках кооперации с турецкими производителями, но этого лишилась. Собственно говоря, турки готовы были приобрести и американские аналоги С-400, однако непродуманный шаг Вашингтона исключил такую возможность. По всей видимости, Анкара не сильно расстроилась, и теперь политики решили еще больше укрепить деловые отношения с Россией по линии военной обороны. В день открытия авиасалона МАКС-2019 президент РФ Владимир Путин прибыл в Жуковский вместе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, где главы государств ознакомились со статичной экспозицией истребителя пятого поколения Су-57. О чем беседовали лидеры двух стран, доподлинно неизвестно. Пойдет ли Эрдоган дальше и оформит ли сделку на покупку российских “Сушек”, сейчас говорить сложно. Однако в треугольнике Россия - США - Турция в качестве партнера Россия выглядит намного привлекательнее хотя бы потому, что не пытается вставлять Турции палки в колеса. Вполне вероятно, это направление получит новый виток развития уже в обозримом будущем.
Совсем не ровня Цена российского продукта вне конкуренции, но сопоставимы ли технические характеристики? Этот вопрос также очень интересен и вызывает немало споров. После выхода информации о запуске серийного производства, а также цен на технику всколыхнулась не только европейская пресса, но и американская. Некоторые западные СМИ поспешили сделать выводы, что самолет пятого поколения не может стоит 35,6 миллиона долларов. И это понятно, другого сказать они попросту не могут, ведь нужно как-то оправдывать миллиардные траты налогоплательщиков на развитие армии США. Проведя собственное “расследование”, они пришли к выводу, что реальный прайс-лист составляет цену, в два раза превышающую стоимость американского F-35. Увы, но при всем желании вывести свой бренд в доминирующие позиции им не удалось. И дело здесь не только в более гуманной цене, но и в начинке. Достаточно сравнить эти две машины, чтобы понять, что Россия шагнула далеко вперед. По мнению российских экспертов в области авиации, из недостатков Су-57 можно отметить только малое количество судов, что, естественно, исправят с течением времени. В свою очередь, явным преимуществом они отмечают радиоэлектронную систему. Но обо всем по порядку. По понятным причинам большая часть технических характеристик самолетов засекречена, однако некоторая информация в открытых источниках все-таки есть. Длина F-35 составляет 15,57 метра, Су-57 - 19,4 метра; размах крыла “американца” - 10,67 метра против 14 метров у “россиянина”; сухая масса - 13,2 тонны против 18 - соответственно. То есть российский самолет заметно крупней, но об этом чуть ниже, сейчас продолжим сравнение. Максимальная скорость F-35 - 1930 километров в час, Су-57 способен набрать 2600 километров в час; дальность полета в зависимости от конфигурации американской машины от 1670 до 2200 километров, а вот “Сушка” может протянуть от 4300 до 5500 километров (правда, с подвесным топливным баком). Практический потолок - 18 200 метров против 20 000 метров. Су-57 малозаметен для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный. Он обладает сверхманевренностью, может уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Су-57 способен вести всеракурсный ближний бой с многоканальной стрельбой ракетами разной дальности. Он может применять крылатые ракеты, управляемые ракеты “воздух-поверхность”, ракеты класса “воздух-воздух” различной дальности, обычное и высокоточное вооружение, включая корректируемые авиабомбы. Причем весь этот арсенал практически не заметен для радиолокационного распознавания. Всего Су-57 несет до 14 типов вооружений. Другими словами, российская невидимка, которую так долго ждали, получилась из категории “тяжелоатлетов”, в то время как “Эфку” можно отнести к самолетам легкого класса при более худшей маневренности. Установленная на Су-57 оптическая система - это российский конек, она позволяет засекать возможные цели на очень большом расстоянии в пассивном инфракрасном режиме, не облучая объекты. Подобная система опять-таки появилась на F-35, но у него она хуже по характеристикам. В некоторой степени сравнение Су-57 с F-35 можно назвать некорректным еще и по той причине, что они разнятся по своему целевому предназначению. “Сушка” - боевая платформа, предназначенная для уничтожения противника на высоких скоростях, F-35 - это такой летающий информационный центр, обеспечивающий данными воздушной обстановки самолеты своей группы. Если оставить в стороне вооружение и средства радиолокации этих двух истребителей, то можно отметить, что ставки у F-35 сделаны на малозаметность, а у Су-57 - на скорость и маневренность.
Не в глаз, а в бровь Вишенкой на торте в постановке воздушного боя можно считать недавнюю презентацию первого совместного полета БПЛА (беспилотный летательный аппарат) “Охотник” и Су-57. Дуэт поднялся в небо 27 сентября и пробыл в воздухе чуть более получаса. Во время полета отработали взаимодействие между ударным БПЛА и самолетом-лидером Су-57 по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО. На самом деле беспилотник может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации, который изменит всю тактику воздушного боя в принципе. Полные тактико-технические характеристики, боевое предназначение и вооружение перспективного “Охотника” остаются тайной, и все же о новой машине уже есть некоторая опубликованная информация. Известно, что БПЛА выполнен по схеме “летающее крыло” (без хвостового оперения) с применением композитных материалов, снижающих заметность аппарата для радиолокаторов. “Охотник” оснащен реактивным двигателем с управляемым вектором тяги (это видно на опубликованных фото) и способен развивать скорость около 1000 километров в час. Взлетная масса - около 20 тонн - предполагает размещение на борту нескольких тонн боевой нагрузки. Максимальная дальность полета дрона - 3,5 тысячи километров, высота полета - до 10,5 километра. Без дозаправки БПЛА может находиться в воздухе более суток. Можно лишь предполагать, насколько возрастут боевые возможности - дальность обнаружения целей, огневая мощь и маневренность - заказанных российской армией тяжелых истребителей Су-57, если они будут “работать” в звеньях с “роботами”. Сверхманевренность “Сушки” и его широкий арсенал возможностей класса способны привести к нейтрализации средств авиации оппонента, а арсенал С-70 в этот момент может быть использован для превентивных атак средств ПВО на земле, не рискуя жизнями пилотов и потерей дорогих самолетов. Ну и главный вопрос... Является ли Су-57 полноценным самолетом-невидимкой? Ответ - нет! Полной невидимости нет ни у кого. Есть изделия с относительно низкой радиолокационной заметностью, да и то в достаточно узком диапазоне частот радиоволн. У Су-57, кстати, этот параметр неплохой, ЭПР (эффективная площадь рассеяния) от 0,1 до 0,4 квадратного метра в различных ракурсах. Это чуть выше, чем у F-22, его ЭПР колеблется от 0,05 до 0,3 квадратного метра. Данных по ЭПР F-35 мы не нашли, но западные СМИ утверждают, что они гораздо хуже, чем у F-22. Однако не стоит забывать о том, что F-35 и размерами чуть меньше, а при этом значительно уступает по многофункциональности и маневренности Су-57. Поэтому если и сопоставлять эти боевые машины, то делать это нужно в совокупности, а не по одному из параметров.
|