|
Ботагоз Сейдахметова
В Америке завершился почти бесконечный этап выборов 44-го президента. Улеглись страсти после помпезного и дорогого праздника по инаугурации Барака Хусейна Обамы. Теперь новому американскому лидеру предстоит доказать себе и своим избирателям, что он готов изменить мир к лучшему. И цвет кожи при этом не имеет главенствующего значения.
В начале апреля он начнет свое первое официальное турне по странам Европы. Но уже сегодня Барак Обама заявил, что будет “агрессивно бороться за мир между Израилем и палестинцами”
Итак, главой внешнеполитического ведомства при Обаме стала его бывшая соперница на президентских выборах Хиллари Клинтон. Новый госсекретарь уже назначила специального посланника на Ближнем Востоке. Это бывший сенатор Джордж Митчелл, некогда возглавлявший демократическое большинство в сенате. Клинтон назначила и других специальных посланников по горячим точкам планеты. Так, по Афганистану и Пакистану им стал Ричард Холбрук, бывший посол США в ООН. Кстати, Холбрук был спецпосланником при президенте Клинтоне по урегулированию кризиса на Балканах.
Начинается новая эра во внешней политике США, уверена новый госсекретарь. Она обещает, что дипломатии будет возвращена ее доминирующая роль, а Соединенным Штатам - возвращено доброе имя.
У меня сложилось впечатление, что сейчас установился некий момент тишины в ожидании действий администрации Барака Обамы в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта. Собственно, конечно, не только в отношении Ближнего Востока. Но и вообще...
Чего следует ожидать от такого нетипичного для истории США президента? Нетипичного не только в плане его небелой кожи, молодости, харизматичной внешности, умения заворожить массы словом, а, скорее, в том смысле, что этот человек так отличается от своих предшественников. Он не классический мусульманин, не классический протестант и даже не классический представитель американской элиты, которая веками правит этой великой страной.
Он другой. Такой как-будто специально придуманный вариант космополита для американской аудитории. То есть немного черный, немного белый, немного мусульманин, немного протестант. Всего в нем намешано понемногу, а потому и прогнозировать, чем обернется для мира правление Обамы, это то же, что пальцем в небо тыкать.
Но ждем все же. Особенно в свете последней военной операции Израиля “Литой свинец”, предпринятой против боевиков ХАМАС. Суть ожиданий мировой общественности сводится к одному - чью сторону примет Обама, а главное - насколько кардинально изменится политика США в регионе.
Критерии этой политики определяет отношение администрации США к таким вопросам, как единое палестинское государство, право палестинских беженцев на возвращение, статус Иерусалима, отношение к Ирану и его ядерной программе.
Известно, что Барак Обама поддержал бомбежку Ливана Израилем летом 2006 года. Он поддержал воздушный удар, который Израиль нанес по Сирии осенью 2007 года.
Кроме того, Барак Обама выступал против участия ХАМАС в палестинских выборах в январе 2006 года.
Естественно, что он, как американский политик, выступает на стороне политики ближневосточного квартета, который выдвинул план по урегулированию конфликта, известный под названием “Дорожная карта”.
Что касается его позиции в отношении статуса Иерусалима, то он считает, что Иерусалим должен оставаться неделимой столицей Израиля.
Он против права палестинских беженцев на возвращение, потому как уверен, что любое соглашение с палестинским народом “должно сохранять израильское самоопределение в качестве еврейского государства”.
И, наконец, Барак Обама считает ядерную программу Ирана “неприемлемой”, поддерживая жесткие санкции и возможность применения военной силы.
Все заявления относительно палестино-израильского конфликта Обама делал до и во время избирательной кампании.
Но сегодняшний Обама некоторым образом жертва созданного им и его имиджмейкерами образа мессии. Мания вокруг его имени теперь обязывает его к неким действиям, которые ублажают всех.
|
Они обещают новую эру во внешней политике США |
И тут мне хотелось бы высказать мои подозрения о том, что Обама... уже выдохся. По крайней мере, к такому выводу я пришла во время телевизионного просмотра инаугурации. Его лицо выражало крайнюю степень самодовольства. Словно все, к чему он стремился - вот оно. Что будет и как будет - дальше значения, по большому счету, не имеет. Ведь он уже прописан в истории Соединенных Штатов как первый чернокожий президент, который победил на самых дорогих в истории США президентских выборах.
И все было замечательно, пока были враги или соперники, когда надо было доказать, что ты имеешь право включаться в игру белого человека.
Но вот уже вершина горы, и ты так рад, что добрался туда первым и уже не надо больше никуда спешить.
А на самом-то деле бега только начинаются. И теперь это вовсе не игра, а эффектные жесты и ораторское мастерство - это лишь внешний атрибут. Впрочем, немаловажный.
Между тем известно, что свой первый телефонный звонок в качестве президента США Барак Обама сделал своему палестинскому коллеге Махмуду Аббасу. Затем он переговорил с президентом Египта Хосни Мубараком, а также с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом и королем Иордании Абдаллой.
“Он подчеркнул свою готовность к работе, направленной на укрепление перемирия путем создания эффективного противоконтрабандного режима с целью предотвращения перевооружения ХАМАС после окончания конфликта в Газе, к содействию при сотрудничестве с палестинской администрацией, усилиям по реконструкции”, - говорится в официальном заявлении его пресс-службы.
Впрочем, главный вопрос в ближневосточной проблеме остается: готова ли администрация Обамы поддержать создание единого палестинского правительства, у которого будут построены цивилизованные отношения с Израилем?
Между тем после израильской военной операции возросло напряжение внутри палестинского государства. В частности, между ФАТХ и ХАМАС. При этом ХАМАС настроен категорически против всяких контактов ФАТХ с Израилем. Получается замкнутый круг, который невозможно разорвать, угодив при этом обеим сторонам конфликта. Во-первых, Махмуд Аббас не может удовлетворить требования руководителей ХАМАС и порвать связь с внешним миром в лице Израиля и международных посредников. А это значит, что, во-вторых, ФАТХ и ХАМАС в ближайшее время не смогут прийти к соглашению и созданию правительства национального единства. Отсюда вытекает третье, а именно то, что “нормальными” отношениями между правительством Израиля и демократически избранным руководством Палестины будут исключительно взаимные ракетные вылазки.
Так что ответ на вопрос: как намерен Обама осуществить новую эру в отношении этого вечного конфликта - остается самым востребованным. Ведь от него зависят все прочие аспекты во внешней политике США. |