|
РБК и “Фонтанка” в один день вышли с материалами, излагающими версию аварии на атомной глубоководной станции АС-31 (“Лошарик”). Оба издания утверждают, что причиной ЧП мог стать взрыв литиевой батареи, которая не отслужила и трех лет. Произошел тепловой разгон литиевой батареи, самовозгорание и взрыв во время стыковки с лодкой-носителем, гибель личного состава носовых отсеков, задраивание центрального поста выжившими и их последующая эвакуация на “матку”
То, что у берегов Североморска взорвалась именно литиевая батарея, “Фонтанке” подтвердили пять структурно между собой не связанных источников. К объемному пожару, по нашим данным, привел тепловой разгон аккумулятора, за которым последовала серия взрывов. Погиб личный состав носовых отсеков. Ударная волна была такой силы, что ее почувствовали на лодке-носителе. Аппарат в момент взрыва находился в процессе стыковки с нею. Выжившие задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 “Оренбург”. Опасаясь дальнейших взрывов и распространения огня на носитель, экипаж материнской лодки затопил аппарат, именно по этой причине по прибытии на базу в Североморск батискаф был полностью заполнен водой. По информации источников РБК, модернизацию глубоководный аппарат проходил в 2016 году. Судя по всему, именно тогда и установили считающуюся перспективной литий-ионную батарею. По данным “Фонтанки”, в свою очередь, до нулевых годов на лодках подобного типа в качестве источников питания эксплуатировали разработанные советскими инженерами серебряно-цинковые батареи. Они устойчивы к повреждениям в боевых условиях, не горят и не взрываются, при этом их энергоемкость сопоставима с литий-ионными. Еще одна важная объединяющая характеристика - оба типа отдают энергию под высокой нагрузкой без потери напряжения. Единственный значимый недостаток - цена. “Серебряно-цинковая батарея стоит примерно как слиток золота такого же веса, - сказал собеседник “Фонтанки”. - В советское время власть не считала денег на такие нужды. В наши дни им стали искать альтернативу”.
Действительно, в советское время на таких вещах не экономили. В свое время автору этих строк доводилось в Рижском военно-морском гарнизоне служить на минно-торпедном складе. Одной из наших задач была подготовка учебных и боевых торпед. Торпеду готовили в специальном цехе на берегу. Так вот, в каждой торпеде были серебряно-цинковые аккумуляторы. В зависимости от типа торпеды в каждой из них до 180 элементов, в каждом из которых полтора килограмма чистого серебра. А сколько таких торпед использовал ВМФ ежегодно! При этом учебные торпеды тонули (особенно зимой, когда в них явно недоливали спирта), приезжали комиссии для “разбора полетов”, но это считалось обычным делом. Теперь, видимо, на серебро у флота денег нет. Как напоминает РБК, “у каждого подводника среди прочего есть портативный дыхательный аппарат (ПДА) - красная коробка, в которой находится противогазная маска и устройство для дыхания замкнутого цикла, подтверждает подводник, знакомый с погибшими членами экипажа. ПДА дает возможность до 20 минут бороться за живучесть лодки, несмотря на продукты горения, отмечает он. Кроме того, у моряков были изолирующие противогазы (ИП-6): когда заканчивается воздух в ПДА, они должны были переключиться на ИП-6, регенеративный патрон которых дает возможность продержаться еще 40 минут, объясняет он”. Вероятно, моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва - кто-то сразу погиб, а кто-то потерял сознание и задохнулся, не успев надеть ПДА. Не исключено, что кто-то находился не на вахте и спал, предполагает собеседник РБК. В подлодке такого типа достаточно двух-трех вздохов, чтобы отравиться продуктами горения и потерять сознание, объясняет подводник. Погибшие моряки находились в носовом отсеке подлодки, еще четверо были в центральном отсеке, они не были задействованы в стыковке и успели перебраться в лодку-носитель, отмечает собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Гражданский находился в носовом отсеке, его удалось эвакуировать оттуда, отмечает он. “Ядерный реактор на АС-31 небольшой мощности, он находится в абсолютно герметичном отсеке и управляется дистанционно, объясняет подводник. “Поэтому ядерного взрыва быть не могло. Но если не задраить носовой отсек, пожар перекинулся бы на лодку-носитель, и мы бы столкнулись с гибелью гораздо большего количества людей и, возможно, гибелью обоих кораблей - “Лошарика” и “Подмосковья” (лодка-носитель. - “НГ”)”, - добавляет собеседник РБК. Как пишет “Фонтанка”, в открытых источниках нет упоминаний о том, что литиевые аккумуляторы стали устанавливать на подводные лодки с ядерным реактором. В октябре 2018 года Япония объявила о спуске на воду первой в мире неатомной субмарины Oryu, оснащенной литий-ионными аккумуляторными батареями. На научной конференции в Сингапуре отставной вице-адмирал Масао Кобаяси говорил тогда, что эти батареи имеют больший срок службы по сравнению со свинцово-кислотными и обеспечивают высокую продолжительность подводного хода на больших скоростях. Через полгода южнокорейская компания Daewoo заявила о схожей разработке. Уточнялось, что к сборке лодки приступят во второй половине 2019 года. |