|
Константин Кочевников Более пяти лет прошло с тех пор, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев Университете в Нур-Султане (тогда Астане), представил идею создания экономического пояса Шелкового пути. Ныне она известна как концепция и межгосударственная программа “Один пояс - один путь”, в реализации которой принимают участие более 150 стран и международных организаций. По сути, лидер КНР предложил реконструировать известную с древних времен логистическую систему, опираясь на достижения современной техники и науки и используя все виды транспорта: наземный, железнодорожный, воздушный и водный, трубопроводный и информационный. Информационные же технологии дают куда больше возможностей для формирования новых караванов, прокладки и отслеживания пути их следования, составления графика передвижений
Китай позиционирует концепцию нового Шелкового пути как возможность глобального экономического сотрудничества, которое обернется благом для всех вовлеченных стран. Географическое положение просто не позволит Казахстану оказаться где-то в стороне. Напротив, именно через Среднюю Азию и Казахстан прокладывают сухопутный и воздушный транспортный коридор, условно называемый Западная Европа - Западный Китай, поскольку свое начало этот коридор берет у западных границ Поднебесной, в одной из восточных провинций Аньхой. Возможность посетить центр этой провинции, город Хэфэй, группе казахстанских журналистов не так давно предоставило Посольство КНР в Казахстане.
Нашу поездку в Хэфэй приурочили к рядовому, но знаковому событию. Каждую субботу с территории Hefei International land Port Development Co., Ltd - Международного сухого порта Хэфэй отправляется грузовой контейнерный состав со станцией прибытия Алматы. Из южной казахстанской столицы грузы отправляют по другим направлениям, в том числе в Россию и Европу - в зависимости от назначения. Так вот, журналистам в этот день показали сотый с начала года состав. Одновременно он оказался 45-м из числа тех, что отправились в Центральную Азию. В контейнерах преимущественно товары бытового назначения: стиральные машины, детские коляски и панели солнечных батарей общей стоимостью в 2,8 миллиона долларов. Маршрут до Казахстана действует меньше года, его открыли в последних числах июня. Локомотив “нашего” поезда в лучших традициях соцреализма украсили кумачовым транспарантом с приветственным текстом, поздравлениями и призывом продолжать и развивать начатое в соответствии с программным наказом партии и правительства. Вообще, присутствие выверенной идеологии можно обнаружить в Китае довольно часто, особенно в организациях или на производстве. Зачастую прямо у входа на предприятия размещены портреты передовиков, кто успешно и добросовестно трудится, выполняет план, выпускает качественный продукт, принимает активное участие в партийной и общественной жизни. А в рекреациях можно встретить агитационные площадки - кафедру и несколько рядов сидячих мест в окружении все тех же портретов, плакатов с упоминаниями о важных вехах послевоенной истории Китая, жизненном пути и наказах Мао Цзэдуна. Следует помнить, что в Китае применяют плановую рыночную экономику, которой управляет государство. Поэтому и руководителей предприятий можно считать не только менеджерами, но и чиновниками. И, надо сказать, их менеджеры высшего звена очень непохожи на наших чиновников и сходных по статусу управляющих. Одеты исключительно стандартно, в черные или синие костюмы из недорогой ткани. Многие на лацканах носят значок принадлежности к Компартии Китая: маленький красный флажок с золотыми серпом и молотом в левом верхнем углу - практически точная копия флага СССР. По служебным делам перемещаются на автомобилях “Фольксваген Пассат” или подобных, собранных на территории Китая. Кичливость и спесь здесь явно не приветствуются. Рассказывая о вверенных вотчинах, руководители чаще всего используют утвердительные и действительные наклонения в речи. Говорят по делу и очень уверенно: планы реалистичны, сроки выполнимы. Руководители госкомпании по управлению портами Hefei InternationalIn land Port Development Co., Ltd. рассказывают, что “сухой порт Хэфэй” прибрел нынешний статус важнейшей инфраструктурной точки программной инициативы “Один пояс - один путь” относительно недавно, в 2017 году, по решению Муниципального комитета партии Хэфэй и муниципального правительства. И перешел под управление инвестиционной и управляющей госкомпании. Уставный капитал составил 500 миллионов юаней. Партия и правительство поручили компании организацию международных железнодорожных перевозок, строительство и эксплуатацию международного района планирования внутренних портов Хэфэй, а также дальнейшее расширение функций порта через привлечение инвестиций, развитие торговли, в том числе международной. Сегодня перевозки грузов в направлении Европы и Центральной Азии практически уравнялись. На начальном этапе более интенсивным оказался европейский вектор. Первый состав в направлении Европы отправили 26 июня 2014 года. С того времени сформировали и отправили в Европу и Центральную Азию 445 поездов (более 20 тысяч контейнеров). Маршруты в Азию, как сказано выше, запустили только летом прошлого года. Директор отдела маркетинга хэфэйского грузового центра Фын Цинцин разъясняет, что сегодня он стал самым крупным логистическим центром железнодорожных перевозок в регионе Шанхая: - Мы очень многое сделали за последние пять лет, чтобы гарантировать грузовые перевозки до Центральной Азии, - подчеркивает товарищ Фын Цинцин. - Мы вложили 20 миллиардов юаней для повышения уровня работы центра, приобрели современное оборудование. А время доставки груза до Алматы сократили до 10-12 дней. По мере развития экономики нашего города и региона мы будем улучшать сервис. Мы верим, что до Центральной Азии и Европы с каждым годом будет идти все больше поездов. Наша пропускная способность позволяет ежедневно отправлять отсюда пять поездов. Пока же мы отправляем два-три поезда до Европы и Средней Азии. Загруженность каждого состава - сто процентов. Мы перевозим холодильники, телевизоры, электрические плиты, солнечные панели, автомобили, спортивные товары. В основном все местного производства. У нас три вида сервиса доставки: “от двери до двери”, “от двери до станции”, “от станции до двери”. Заместитель генерального директора порта товарищ Shen Xiaogen отметил, что в 2018 году был значительный прогресс в развитии компании. Не только по объемам перевозок, но и по географии. Сейчас товары из провинции Аньхой идут в семь стран Центральной Европы. В том числе автомобили. А одним из наиболее популярных грузов, следующих в Хэфэй в основном из Европы, стало... сухое красное вино. И до обидного мало везут из Казахстана. Хотя в провинции уже определились со спросом на продукцию казахстанского производства: натуральные мясные продукты, молочная продукция, зерно и другая сельхозпродукция. Вопросы перевозок товаров из Казахстана и транзита обсуждают на различных уровнях: немало формальностей, которые надо урегулировать. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в КНР Шахрат Нурышев на встрече с журналистами в Пекине говорит, что в основе сопряжения китайской инициативы и казахстанской программы находится логистика: - В 2016 году наши cтраны подписали соответствующую программу по сопряжению. И сегодня в транспортно-логистической сфере мы достигли наиболее заметных результатов. Только в прошлом году по маршруту Китай - Европа - Китай поехало 6363 поезда, из них 56 процентов поездов - через территорию Казахстана. Это говорит о том, что госпрограмма “Нұрлы жол”, которую у нас инициировали и сейчас реализуют, окупает те расходы, которые вложило наше государство из своего бюджета. Два года назад первый президент поставил цель, согласно которой в ближайшие четыре-пять лет доход от транзита должен составлять пять миллиардов долларов. Сейчас, учитывая количество проходящих поездов, есть надежда, что мы достигнем ее за два-три года, - считает Шахрат Нурышев. - Между Казахстаном и Китаем два пропускных пункта. Это Достык - Алашанькоу и Хоргос. Здесь вся инфраструктура создает условия для транспортировки груза. Например, в прошлом году по двум железнодорожным пунктам транспортировали около 14 миллионов тонн грузов. Значит, деньги, которые выделило правительство Казахстана на реализацию программы “Нұрлы жол”, сегодня дают свои плоды. Поезда, проезжающие транзитом через нашу страну, приносят нам около двух-трех миллиардов долларов прибыли. Первое время поезда из Европы в Китай возвращались пустыми. Сейчас больше 70 процентов поездов возвращаются с грузом. Так как (казахстанские железные дороги) договорились с европейскими товаропроизводителями. Из Франции, к примеру, везут вино, а из Германии - автомобили. Договорились такие грузы транспортировать в Китай с помощью поездов. Передвижение этих поездов выгодно обеим сторонам. Если говорить о сельхозтоварах, то, по статистике Казахстана, в прошлом году товарооборот между двумя странами составил 426 миллионов долларов. В основном это казахстанская пшеница. Как отмечали СМИ провинции Аньхой, с момента вхождения в инициативу “Один пояс - один путь” порт Хэфэя существенно нарастил показатели: от перевозок одежды, обуви и предметов быта перешли к перевозке товаров с высокой добавленной стоимостью. Объем торгов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 163,46 процента, а объем торговли товарами провинции Аньхой вырос на 172,28 процента в годовом исчислении. Еще один эффектный пример того, как регион внутри континента существенно улучшил свою экономику благодаря развитию инфраструктуры и грамотному использованию транзитного потенциала. Об этом говорил казахстанским журналистам накануне поездки в Китай Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Сяо. Говорил посол и о значимости развития железнодорожных маршрутов и их роли в развитии сотрудничества двух стран в рамках сопряжения инициативы “Один пояс - один путь” и новой экономической политики Казахстана “Нұрлы жол”. - Казахстан - самая крупная внутриконтинентальная страна в мире. У республики не было и нет выхода к морю. И все говорили, что это очень большой минус для Казахстана в плане развития экономики. Но после провозглашения китайской инициативы в полную силу работает международный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай, а также через транзитную логистическую базу в Ляньюньгане казахстанская сторона впервые за всю историю получила выход к Тихому океану, - отметил господин Чжан Сяо. - Благодаря транспортному коридору сегодня выявляется транзитный потенциал Казахстана как ведущей транзитной территории на евразийском континенте. Маршрут Китай - Казахстан - Европа и обратно стал практически самым современным, самым удобным, самым экономически развитым и выгодным маршрутом, отвечающим всем требованиям для надежной и своевременной доставки товаров. Этот маршрут приобретает все большую популярность. Уже в разы увеличились контейнерные перевозки из Китая в Европу и обратно транзитом через Казахстан. Так, в 2011 году транзитом через Казахстан перевезли 1000 контейнеров, а в 2017 году их число составило 200 тысяч контейнеров. Какой сектор экономики может рассчитывать на такой скачок и принести такую прибыль? В 2018 году показатель увеличился еще на 61 процент по сравнению с 2017 годом. Поэтому реализация этого проекта помогает Казахстану в укреплении своей транзитной территории на евразийском континенте, соединяющей запад - восток, север - юг. По публикациям в китайских СМИ начиная с 2013 года более 100 стран и международных организаций позитивно откликнулись на инициативу товарища Си Цзиньпина. В ее рамках подписали около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве. Китайские компании инвестировали около 50 миллиардов долларов и построили 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах “пояса и пути”, создав в общей сложности 180 тысяч рабочих мест для жителей этих государств. |