|
Ольга Шишанова Потенциал воды для устойчивого роста Центральной Азии стал одной из основных тем Астанинского экономического форума
Не секрет, что в Центральной Азии основные источники водных ресурсов являются трансграничными, а сам вопрос управления водными ресурсами в регионе давно требует целостного подхода. Именно потому водный сектор региона, объединяющий воду, продовольствие и энергию, следовало бы рассматривать в неразрывной связи с национальной безопасностью, региональной стабильностью и устойчивым экономическим ростом. Однако все происходит далеко не так, хотя, по мнению экспертов, у Центрально-Азиатского региона имеются большие возможности для получения наибольшей выгоды от реализации перспективных подходов к управлению водными ресурсами путем расширенного и системного сотрудничества в области трансграничных вод, основанного на укреплении национального потенциала управления водными ресурсами. Это то, что прозвучало в официально озвученной версии.
На деле же пять стран региона пусть пока и не ограничены настолько в водных ресурсах так, как это пытаются представить зарубежные специалисты, по большому счету, повторим, тянут одеяло водных ресурсов каждый на себя. И Казахстан тут находится в наименее выгодном положении хотя бы по той причине, что семь из основных восьми водных артерий, протекающих по территории республики, формируют свои истоки далеко за пределами страны. Во-первых, это недополучение водотока от таких крупных транграничных источников, как реки Черный Иртыш и Или. Благодаря последней, кстати, почти на 80 процентов формируются воды озера Балхаш. Во-вторых, это реки Сырдарья и Амударья, в верховьях первой из которых расположена Рогунская ГЭС с приоритетным направлением в сторону Таджикистана и Кыргызстана, оставляя Казахстан и Узбекистан в состоянии неуверенности и практически без воды, так как, по некоторым данным, излишки той же электроэнергии Душанбе намерен продавать Пакистану и Афганистану. И, наконец, в-третьих, это с каждым годом углубляющиеся проблемы трансграничной реки Урал, несмотря на все существующие договоренности между Казахстаном и Россией. Загрязнение, браконьерство, заиление и фактическое обмеление на многих ее участках с каждым годом только усугубляются вопреки стараниям, предпринимаемым обеими сторонами. И это не говоря о проблемах Каспия - не проходит и месяца, чтобы не стало известно о какой-нибудь новой, едва ли не экологической катастрофе, постигшей это море-озеро. А также частичное высыхание Аральского моря, которое многие связывают с изменением климата как в регионе, так и на земле в целом. И тут, пожалуй, стоит прислушаться к словам главы представительства ВБК в РК Ато Брауна, который, выступая во время панельной сессии на АЭФ-2019 по водным ресурсам в Центральной Азии, правильно заметил, что “при существующей политике управления водными ресурсами в Казахстане дефицит воды может привести к значительному снижению экономических показателей”. С одной стороны, мнение зарубежного эксперта, так же, как и многих других его коллег, не всегда объективно оценивающих ситуацию, не обязательно верно. С другой - в самом Казахстане независимые эксперты, НПО и те, кто серьезно оценивает ситуацию, сложившуюся в водном секторе страны, давно и настойчиво не устают повторять, что республике необходим единый централизованный орган, причем на уровне министерства, который бы регулировал целиком и полностью столь непростую сферу, требующую самого пристального внимания. Ведь достаточно вспомнить, как это происходит в мировой практике, например, в той же Европе, где одну реку делят девять (!) стран, и все водозаборы, туризм, хозяйственная деятельность происходят на ней по строго рассчитанной схеме. Тогда как нарушителя установленного водного порядка минимум ждет крупный штраф, равный чуть ли не ВВП любой из стран ЕС. Почему не позаимствовать хотя бы такие нововведения, если большее не под силу, особенно учитывая, что тот же Иртыш приходится делить только с двумя государствами, а реку Или - только с одним Китаем? Однако, по данным МСХ РК, вместо того, чтобы обратить пристальное внимание на решение водных проблем внутри страны, аграрное ведомство, в котором водоразделами республики управляет (и то не имея больших полномочий) лишь водный комитет, сегодня нацелено на создание международного водно-энергетического консорциума в Центральной Азии. Причем с привлечением экспертов из стран ЕС, из ОБСЕ и тому подобных организаций. Тогда как интересы собственного управления изнутри, судя по всему, снова проигнорируют.
Нур-Султан |