|
Константин Маскаев Концепция “Один пояс - один путь” - самая масштабная и обсуждаемая сегодня международная инициатива Китая, которая может связать более 60 стран Азии, Европы и Африки возрожденными или новыми торговыми и экономическими отношениями. Возможность увидеть, как в Поднебесной уже реализуют идею возрождения древнего Шелкового пути в современном формате, группе журналистов предоставило посольство КНР в Казахстане. Мы побывали в трех экономических провинциях Китая. И это первая и вводная публикация после возвращения из страны, породившей наибольшее число мифов последнего времени. Страны, где государство регулирует рынок, а рынок диктует условия предприятиям. Кто-то скажет, что это тупиковый путь. Китай доказывает обратное
Прежде всего следует вспомнить, что идею формирования “Экономического пояса Шелкового пути” председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил в Астане в сентябре 2013 года на встрече в Назарбаев Университете. Тогда он отметил, что у Китая и стран Центрально-Азиатского региона общая цель, которая заключается в стабильном развитии государств. И предложил “конвертировать преимущества географической близости и экономической взаимодополняемости во взаимную выгоду”. А уже в ноябре 2014 года глава КНР заявил о готовности Китая вложить 40 миллиардов долларов в фонд этого масштабного проекта - на строительство и модернизацию шоссе и железных дорог, трубопроводов. В мае 2017 года, на первом международном форуме “Один пояс - один путь” в Пекине, Си Цзиньпин заявил о готовности инвестировать в развитие портов, железных и автомобильных дорог и объектов инфраструктуры в 65 государствах Европы и Азии около 113 миллиардов долларов. В Пекине подчеркивают, что этот интеграционный проект изменит облик Евразии, но никому его не навязывают. В Китае подсчитали, что на завершение всех намеченных проектов в рамках “Пути” уйдет около 35 лет - к 2049 году, то есть к 100-летнему юбилею основания КНР. Но несмотря на кажущийся большим запас по времени, в Китае это самое время не теряют. Вот пример. Уроженец Алматы и руководитель проекта по имени Игорь презентует казахстанским журналистам Уханьский финансовый холдинг Центрально-Китайской торгово-экономической зоны. Игорь окончил университет в Китае, еще одно образование получил в Германии, где мог успешно работать. Но выбрал Китай, поскольку именно сюда, по его мнению, перемещается деловая активность не только региона, но и мира. Игорь встречает нас в будущем лобби будущего же гостиничного, офисного и делового центра. Он утверждает, что 8-10 октября этот центр встретит гостей и участников предстоящих Всемирных летних военных игр. Фактически это Олимпийские игры среди военнослужащих различных стран мира - мультиспортивные армейские состязания, которые проводят раз в четыре года. Игры уже проводили в Риме и на Сицилии, в Загребе, Рио-де-Жанейро, южнокорейском городе Мунген. Теперь право проведения Игр досталось Уханю, где они пройдут с 18 по 27 октября этого года.
Город с населением 12 миллионов человек и центр провинции Хубэй активно готовится к предстоящему международному событию, возводит стадионы, обустраивает площадки, отели, сети питания, транспортную систему, пресс-центры. Это государственная программа, которая должна быть реализована безупречно, поскольку работает на престиж страны. И многие предприятия в Ухане сейчас заняты подготовкой. Поэтому когда вы стоите фактически на строительной площадке, где возведены стены, имеются перекрытия, монтируют вентиляционные магистрали, а до отделки еще, казалось бы, так далеко, невозможно отделаться от сомнения в том, успеет ли уважаемая компания уложиться в довольно сжатый по нашим меркам срок. Но у Игоря уже достаточный опыт работы в Китае, который позволяет ему уверенно говорить, что никаких “если” даже не рассматривают. Объект будет не только сдан. Те, кто посетит его, скажем, 11 октября, будут пребывать в уверенности, что этот комплекс из пяти многоэтажных зданий давно работает - настолько он будет укомплектован всем необходимым: техникой, предметами быта и интерьера, всем необходимым для работы и жизни. Что любопытно, даже окружающая территория будет цвести и благоухать, будто этим скверам, клумбам, альпийским горкам уже несколько лет. И это тоже характерная особенность сегодняшнего Китая. Уже несколько лет здесь действует программа “олесения” территорий. Что там города - целые массивы между городами по поручению партии и правительства активно засаживают молодыми деревьями и кустарниками. Что же касается новостроек, то ландшафтные дизайнеры, садоводы, этакий условный местный “зеленстрой” приступит к работе, как только будущее пятно застройки разметят под объекты. Условно говоря, им удается выращивать фиалки фактически на стройплощадках. Кроме того, будущие тротуары, проезжая часть, подъездные зоны не только закатывают в асфальт, но там наносят разметку, устанавливают светофоры, дорожные знаки, остановочные павильоны для общественного транспорта! Таким образом, отдельная новостройка или новый микрорайон сразу становится частью города - без издержек и ограничений. Уханьский финансовый холдинг должен стать государственным центром, который будет оказывать комплексные услуги зарубежным и китайским инвесторам, частным предприятиям или лицам, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности. Здесь, как уже упоминалось, будет отель и деловой центр с зонами для делового общения и переговоров, презентаций и выставочной деятельности, информационных запросов. Здесь разместят представительства и отделения различных банков и других финансовых учреждений, офисы транспортных компаний, занимающихся всеми видами перевозок: автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом. Не покидая центра, можно будет закрыть все вопросы, связанные с юридическим сопровождением, таможенным оформлением импорта, экспорта и его дальнейшего перемещения. Фактически здесь создают, условно говоря, “центр одного окна”. Но это лишь часть деятельности холдинга. Некоторое время назад управляющий комитет Уханя, экспериментальной зоны свободной торговли, и министерство торговли провинции Хубэй одобрили создание коммерческой факторинговой компании “Ухань Готун Лтд” с уставным капиталом 100 миллионов юаней. Это одна из первых коммерческих компаний факторинга в провинции. Она объединит финансовую платформу цепи поставок, ее торговую составляющую и перевозки водным и наземным транспортном сыпучих и прочих грузов. Под эти задачи будут использовать базовый порт на реке Янцзы в пригороде Уханя - с дальнейшим выходом в Восточно-Китайское море и Тихий океан. Государственное задание, которое реализует холдинг в целом, - быстрый оборот товарной ликвидности, сокращение торговых издержек, расширение рынка и устойчивое развитие смежных отраслей. Нельзя не обойти вниманием тот весьма символичный факт, что исторически именно в Ухане много лет назад решили величайшую транспортную проблему, существовавшую много веков. Речь о естественной водной преграде - Янцзы - самой протяженной и многоводной реке в Евразии и третьей в мире. Вплоть до 1957 года на всем протяжении Янцзы (6500 километров) до крупнейшего в мире морского порта, Шанхая, не было мостов. Несколько тысячелетий единственным способом переправы оставался паром, плот или лодка. Но такое путешествие было не лишено опасности. О чем, в частности, свидетельствует катастрофа парома “Чжунаньлунь”, которая 15 октября 1945 года унесла жизни более 800 человек. Таким образом, долгое время Янцзы была серьезным географическим барьером, разделявшим Северный и Южный Китай. И пассажиры, следовавшие поездами из Пекина в Гуанчжоу, были вынуждены сходить, пересекать Янцзы на пароме и затем садиться на другие поезда, следовавшие до точки назначения. В рамках помощи образовавшейся в 1949 году Китайской Народной Республике советские инженеры спроектировали, а затем за два года вместе построили в Ухане первый совмещенный мостовой переход длиной 1700 метров. Внизу по нему пошли поезда, а сверху - автомобили. Сооружение стало первым мостом через Янцзы. Он оказался чрезвычайно устойчив и не пострадал даже во время разрушительного вэньчуаньского землетрясения 2008 года. Второй мост через реку, железнодорожный, возвели выше по течению, в Чунцине, в 1959 году. Другой совмещенный мост появился ниже по течению в 1968 году, в Нанкине. К 2015 году через Янцзы перебросили уже 81 мост и проложили пять тоннелей. В одном лишь Ухане берега реки связывают восемь мостов и два тоннеля метро. Теперь с помощью холдинга международный судоходный и финансовый порт Янцзы должен стать флагманом рынка Китая. Международный транспортно-финансовый порт и хаб для свободной торговли можно воспринимать как новый, хорошо продуманный и своевременный способ взаимодействий, которые, надеются в Китае, способны соединить не только Евразию, но и весь мир. |