|
Между США и ЕС может начаться масштабная торговая война Еврокомиссия опубликовала предварительный список американских товаров на общую сумму 20 миллиардов долларов, которые обложат пошлинами в случае начала торговой войны. Повышенные пошлины могут затронуть самые разные товары - от табака и сушеных груш до самолетов и игровых консолей. Брюссель объясняет свои решения попыткой ответить на предоставление компании Boeing субсидий от американских властей, пишет “Независимая газета”. Похоже, Еврокомиссия пошла ва-банк. В ответ на угрозу введения американцами пошлин против европейских товаров на сумму 11 миллиардов долларов они ответили суммой почти в два раза большей
В список Еврокомиссии (ЕК) включено свыше 400 категорий товаров на общую сумму импорта 20 миллиардов долларов в год. “Список включает широкий перечень товаров - от самолетов и химикатов до аграрной продукции, включая мороженую рыбу, цитрусовые и кетчуп”, - сообщают в ЕК. Список занимает 11 страниц и включает также вертолеты, множество типов колесной техники - от тракторов до велосипедов, видеоигры и игровые приставки, а также другие виды электроники. Европейцы подчеркивают: обнародованный список является предварительным, консультации продолжатся до 31 мая, после чего список может быть скорректирован. “Общественные консультации являются развитием этой темы и направлены на сбор информации от всех участников рынка, которые могут оказаться затронуты новыми пошлинами”, - сообщают в ЕК. “Европейские компании должны иметь возможность конкурировать на равных и честных условиях. Мы обязаны продолжать защищать сохранение пропорциональных условий работы для нашей промышленности”, - объясняют еврочиновники. Несмотря на публикацию списка товаров, облагаемых пошлинами, в Брюсселе оставляют открытой дверь для дальнейших переговоров. “Хотя мы готовы принять торговые контрмеры, если не будет найдено другого решения, мы остаемся убеждены, что диалог ЕС и США должен продолжаться, именно путем диалога необходимо найти решение этого длительного торгового спора”, - приводятся в заявлении ЕК слова еврокомиссара по торговле Сесилии Мальмстрем. В Еврокомиссии поясняют: решение о введении пошлин связано с мнением Брюсселя о нарушении принципа честной конкуренции американской Boeing с европейской Airbus. Субсидирование Boeing осуществляет правительство США, в частности, за счет льготных налоговых схем, а также предоставления государственных и военных заказов на нерыночных условиях, указывают в Брюсселе. По оценкам ЕС, госсубсидии американской компании наносят ущерб европейскому Airbus на общую сумму 12 миллиардов долларов.
Для решения спора ЕС обратился во Всемирную торговую организацию. ВТО признала, что США продолжают выплачивать субсидии американской корпорации, несмотря на признание подобных мер незаконными в рамках раннего решения организации. Налоговые послабления, которыми пользуется Boeing при производстве самолетов, а также стимулирующие меры наносят ущерб экономическим интересам корпорации Airbus, сделали вывод в организации. В Брюсселе считают, что решение ВТО “знаменует собой последний шаг в разбирательстве, начатом в 2012 году”. Напомним, в 2012 году организация постановила, что Соединенные Штаты предоставили Boeing огромные субсидии в нарушение правил ВТО. В период с 1989 по 2006 год кампания Boeing получала субсидии от НАСА, Министерства обороны США и штатов Вашингтон и Канзас на общую сумму более пяти миллиардов долларов. Субсидии позволили Boeing продавать свои самолеты дешевле, в ущерб Airbus. В ЕС считают, что к последнему постановлению ВТО Штаты отнесутся с серьезностью и “оперативно выполнят это окончательное решение”. Стоит, правда, подчеркнуть, что в середине 2018 года ВТО признала субсидирование деятельности Airbus странами Евросоюза ущемляющим интересы ее американского конкурента Boeing. ВТО тогда заявила, что ЕС проигнорировал требования организации и не прекратил поддержку производства компанией Airbus крупнейшего авиалайнера в мире A380 и дальнемагистрального A350. В ответ на субсидирование Евросоюзом компании Airbus в апреле этого года президент США Дональд Трамп объявил о намерении ввести пошлины на товары из стран ЕС на общую сумму 11 миллиардов долларов. Именно такую сумму, как считают в Вашингтоне, составляют потери Boeing. В предварительный список товаров, облагаемых пошлинами, вошли крупные воздушные суда, включая самолеты Airbus и комплектующие к ним, а также продукты питания: лососевое филе, крабы, сыры разных видов, оливковое масло, джемы, соки, вино и другое. Пошлины будут вводиться на товары Франции, Испании, Великобритании и Германии. “Наша конечная цель - достижение соглашения с ЕС о прекращении всех не согласованных с ВТО субсидий на строительство крупных гражданских самолетов. Когда ЕС прекратит эти субсидии, дополнительные пошлины США, вводимые в качестве ответной меры, могут быть отменены”, - объясняли решения в торговом представительстве США. Фактически сейчас можно говорить о дальнейшей эскалации торгового противостояния уже между США и Евросоюзом. Напомним, год назад Штаты объявили о введении ввозных пошлин 25 процентов на сталь и 10 процентов на алюминий. Ограничения в том числе коснулись и ЕС. В ответ Брюссель ввел 25-процентные пошлины для товаров американского экспорта на общую сумму 2,8 миллиарда евро в год. Все это ставит под вопрос вероятность в обозримом будущем достичь каких-либо договоренностей. Хотя в целом можно говорить об ужесточении переговорной позиции Брюсселя. Так, в понедельник Совет ЕС выдал Еврокомиссии мандат на переговоры с США по снятию пошлин на промышленные товары. При этом подчеркивалось, что переговоры не могут быть завершены, пока сохраняются пошлины на сталь и алюминий. “Также ЕС сможет приостановить переговоры в одностороннем порядке, если США введут дополнительные торговые ограничения на европейскую продукцию”, - говорилось в сообщении Совета ЕС. По мнению старшего аналитика аналитического центра “Альпари” Вадима Иосуба, торговая война между США и ЕС может развиваться по сценарию, аналогичному тому, что протекает между США и Китаем. “Его основные стадии могут протекать следующим образом: объявление взаимных торговых пошлин - понижение прогноза по экономике США, ЕС и всего мира - снижение цен на сырье, включая нефть, - торговые переговоры между участниками конфликта продолжительностью от полугода до года - новые соглашения - рост на сырьевых и фондовых рынках - увеличение аппетита к риску”, - перечисляет он. Однако, по мнению главного аналитика “БКС Премьер” Антона Покатовича, действия ЕК вряд ли будут серьезно восприняты в Вашингтоне. “По этому вопросу Штаты сохранят доминирующую позицию в давлении на ЕС”, - говорит он. Кроме того, обращает внимание эксперт, США в целом используют нормы ВТО достаточно избирательно, что позволяет ожидать определенного уровня игнорирования американским истеблишментом возражений со стороны торговой организации по вопросам, связанным с Boеing. С ним согласен и управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. “ВТО является третьей стороной в подобных спорах, однако она действительно не может оказывать прямого влияния на торговую политику США”, - признает он. |