|
В эти дни индейцы Северной Америки отмечают 180-летнюю годовщину принудительной депортации (1830-1839 годы) пяти своих народов из юго-восточной части США на безжизненные в те времена территории за Миссисипи в Оклахоме
Во время этой насильственной акции, получившей название “Дороги слез”, от болезней, голода и пуль погибло около 15 тысяч индейцев племен, как называли их американцы, тогда как сами индейцы всегда называли их народами. Вот эти народы: чероки (Cherokee), чикасо (Chickasaw), чокто (Choctaw), маскоги (Creek), семинолы (Seminole). То, что произошло 180 лет тому назад, опровергает устоявшиеся голливудские клише о кровожадных дикарях, нападавших на мирных переселенцев и спровоцировавших собственное уничтожение в результате ответных мер. Названные пять народов потому и назывались янки цивилизованными, что в конце XVIII - начале XIX века они перешли от кочевой к оседлой жизни, мало отличной от занятий прибывших из Европы соседей, в том числе в культурном плане. Например, чероки и чокто быстро усваивали европейские технологические достижения и культуру. У чероки были свои школы, письменность, они поголовно приняли христианство, издавали газету “Чероки Феникс”, даже попытались принять, хотя и безуспешно, свою Конституцию. Никакой физической угрозы соседям они не представляли, во многих отношениях ведя себя более миролюбиво, чем подвыпившие ковбои в салунах. Перемещая индейцев из родных мест, власти США и конкретно президент Эндрю Джексон были обеспокоены не отсталостью индейцев, а, наоборот, их слишком быстрым приспособлением к жизни европейских поселенцев. Индейцы на юго-востоке пользовались известной автономией и владели богатыми землями. Они могли задуматься и о самоопределении. Отправив их по “Дороге слез”, согласно принятому конгрессом США Закону о выселении индейцев (Indian Removal Act) от 26 мая 1830 года, федеральные власти по существу пресекли их развитие. Законодательные собрания Джорджии, Теннеси, Алабамы, Миссисипи, Луизианы и других южных штатов имели свои виды на земли индейцев. Положение чероки, переселением которых завершили весь процесс, особо осложнилось после того, как на их землях в 1834 году обнаружили золото. На новых диких местах Оклахомы эти пять народов постепенно свели до уровня туристической достопримечательности. Президент Джексон с беспримерным цинизмом умудрился объявить лишение индейцев достигнутого ими прогресса благом. В специальном воззвании он объявил: “Друзья мои! Вы сами видите, что принесла вам так называемая цивилизация! Отправляйтесь на Индейскую территорию за Миссури - и там живите той жизнью, какая вам угодна!” Обещанной свободной жизни на новых местах индейцы не получили. Власти помимо мер прямого физического насилия в целях ограничения численности индейцев лишали их возможности элементарно прокормиться. Так, в середине XIX века в Северной Америке началось беспрецедентно широкое истребление бизонов - своего рода зооцид. В таких масштабах в нем не было смысла. Однако мясо этих животных было основным средством питания коренного населения. Уничтожая их, власти и колонисты обрекали индейцев на голодную смерть. По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов на континенте составляла 30-40 миллионов, а к концу XIX века их истребили почти поголовно. Практиковались и более изуверские методы. Немецкий этнолог Густав фон Генигсвальд сообщал в середине XIX века, что члены антииндейской милиции “отравили стрихнином питьевую воду деревни Кайнганг, вызвав смертельный исход приблизительно двух тысяч индейцев всех возрастов”. И они не оригинальничали, а следовали традициям, заложенным англичанами. Так, едва ли не первый пример биологической войны в новой истории продемонстрировал командующий британской армией в Северной Америке генерал, впоследствии фельдмаршал Джеффри Амхерст. В 1763 году во время восстания племени оттавов во главе с их вождем Понтиаком он добивался “военных успехов”, распространяя среди индейцев черную оспу. Тому есть документальные подтверждения.
Искандер Исаев, политолог |