Самым резонансным событием конца этого года в мировой политике стало решение президента США Трампа вывести войска из Сирии и сократить численность контингента в Афганистане. Если о выводе войск из Сирии пишут и говорят в последние дни особенно активно, то вот о ситуации с Афганистаном известно меньше
Сообщается лишь о предполагаемом сокращении американских военных в Афганистане с 14 до девяти тысяч. В знак протеста глава Пентагона подал в отставку, но приказ о начале вывода войск из Сирии подписал. Те, кто рассчитывал на американцев в Афганистане (правительство в Кабуле), начинают чувствовать себя брошенными на произвол судьбы. Решение Белого дома по Сирии, как и намерения по Афганистану, очень задели европейцев тем, что с ними их не согласовали. Процитируем заявление спикера правительства Германии: “Федеральное правительство приняло к сведению решение США, о котором заранее их не проинформировали. Как союзники и как часть коалиции, мы бы считали полезными предварительные консультации”. В коалиции, возглавляемой американцами, номинально значатся 77 (!) стран-участниц, и скоро выяснится, чего стоит “коалиция”, переставшая быть нужной Вашингтону. По поводу Афганистана в минувшую среду высказался заместитель главы фракции СДПГ в бундестаге Германии Рольф Мютцених. Он допустил вывод бундесвера (численность немецкого воинского контингента в Афганистане составляет 1,3 тысячи человек). “Может быть, этот сигнал президента США надо понимать как намек на начало мирных переговоров с “Талибаном”?” - предположил Мютцених.
А представитель “зеленых” Омид Нурипур (по происхождению иранец) заявил, что Германии следует вывести немецкий контингент и из Афганистана. Противники продления афганской миссии есть также и во фракции СДПГ, хотя подавляющее большинство ее членов высказывается за то, чтобы оставить немецких военных на Гиндукуше. Единственная из парламентских партий - левая - всегда голосует против участия бундесвера в зарубежных миссиях; левые и теперь настаивают на возвращении немецких военных домой. А главное, возник разброд по этому вопросу в ХДС: эксперт по внешней политике фракции ХДС Родерик Кизеветтер допускает как полный вывод немецкого контингента из Афганистана, так и расширение германского военного присутствия, при котором бундесвер взял бы на себя функции, которые прежде выполняли США. Между тем глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер утверждает, что “в случае катастрофы” Германия была бы даже не в состоянии самостоятельно эвакуировать размещенный в Афганистане контингент. По официальным данным, самые большие потери бундесвер понес именно в Афганистане. Присутствие немецких военных в этой стране длится 16 лет, по масштабам оно больше, чем германское военное присутствие в Косово. Ишингер считает решение Трампа катастрофическим для немецкой политики в сфере обороны и безопасности. Между тем если в стране останется только семь тысяч американских бойцов, то это будет не более чем символическим военным присутствием США. Подобной численностью можно контролировать только столицу Афганистана - Кабул и при неблагоприятном развитии событий обеспечить более или менее организованную эвакуацию оставшихся в Афганистане военных и политических структур США. Однако Трамп считает, что эту войну невозможно выиграть, и чем скорее она закончится, тем лучше. Совершенно очевидно, что ключевые условия победы в войне - надежная афганская армия и легитимное правительство в Кабуле - отсутствуют, а кроме того, сам афганский народ безнадежно раздроблен, в то время как страна обескровлена тотальной коррупцией. Оппоненты Трампа не желают осознать, что его решение о выводе войск - это тщательно продуманный политический и дипломатический маневр, направленный на прекращение многолетней войны. Утечка в СМИ по поводу его решения отнюдь не случайно совпала с завершением переговоров в Абу-Даби между спецпредставителем США по Афганистану Залмаем Халилзадом и представителями “Талибана”. Очевидно, что эти два события взаимосвязаны.
Саджад Тайери, журналист |