|
На этой неделе отметили резкую активизацию турецких вооруженных сил в Сирии. Как заявил в среду президент Турции Эрдоган, намечается масштабная операция к востоку от Евфрата, в зонах, которые контролируют курды, поддержанные американцами
Как отмечают, это может быть не единственной целью турецких войск. С начала этой недели военную технику и отряды спецназа перебросили на границу с Сирией. Как сказал Реджеп Эрдоган: “Турция в ближайшие несколько дней начнет антитеррористическую операцию”. “Наша цель - уничтожение террористов в регионе”, - цитирует слова Эрдогана агентство Anadolu. Он также заявил, что на севере Сирии действуют боевики, связанные с Рабочей партией Курдистана. Имеется в виду группировка “Отряды народной самообороны” (так называемая YPG), которая при поддержке США ведет борьбу с ДАИШ. “В этих районах Сирии предпринимают попытки создать зону, подконтрольную террористам. Мы четко называем боевиков YPG террористами, тогда как стратегические партнеры Анкары, в том числе США, придерживаются иного мнения. Мы уверены, что YPG - это сирийское ответвление Рабочей партии Курдистана, и можем доказать это”, - сказал турецкий президент. При этом Эрдоган дал понять, что восточный берег Евфрата является не единственной возможной целью турецких войск и подверг критике американское руководство за то, что оно не выполнило свое обещание относительно района Манбидж, и фактически поставил американцам свои условия. “Президент США Дональд Трамп объявил, что этот район Сирии будет полностью очищен от террористов YPG в течение месяца. Анкара надеется на выполнение этого обещания”, - сказал Эрдоган. Если обещание не будет выполнено, Турции, по его словам, придется “изгнать террористов силой”. Сейчас в Манбидже действуют лишь совместные американо-турецкие патрули. При этом Эрдоган заверил, что в ходе операции “мишенями не будут американские военнослужащие”, которые находятся в районах, контролируемых сейчас курдами.
Отметим, что район к востоку от Евфрата - не территория Африна (курдский анклав на севере Сирии), который блокировали и у которого были проблемы с получением помощи извне. Здесь противники у турок будут иного уровня, и, скорее всего, им предстоят тяжелые бои. Кстати, в том же анклаве Африн, который протурецкая Сирийская национальная армия и Вооруженные силы Турции штурмовали этой весной, бои шли два месяца. Причем для взятия анклава задействовали тяжелую бронетехнику и авиацию. Между тем в начале этой недели состоялась встреча подразделений сирийской оппозиции и Сирийской национальной армии, которая дислоцируется в зоне проведения операции “Щит Евфрата” на севере Алеппо. Они уже две недели заявляют об операции, о подготовке лагерей. Командующий силами Сирийской национальной армии сказал, что первой целью операции будет не Манбидж, где собственно развернуты турецко-американские патрули, а город Телль-Абьяд, но он находится не возле Евфрата. Город Телль-Абьяд - не курдский, а арабский. И там постоянно происходят конфликты между представителями курдской федерации Северной Сирии и представителями местного арабского населения. Теоретически возможно, что этот город может быть передан под контроль оппозиции, так как он не курдский, а арабский, и, возможно, американцы не будут против этого выступать. Согласятся ли американцы на то, что их курдского союзника будут атаковать турки? Если они дадут добро на эту операцию Анкары, тогда будет раскол между ними и курдами, которые вообще прекратят какие-либо совместные с американцами операции, в том числе против ДАИШ, и выйдут из коалиции. В любом случае активизация турецкой армии в Сирии будет лишь повышать напряжение в этой стране и снижать вероятность установления в ней мира. Пока ни Вашингтон, ни Дамаск, ни Москва о своем прямом отношении к действиям Анкары на этой неделе не заявляли, и это дает повод наблюдателям предполагать, что действия турецкого президента с этими столицами уже согласованы.
Искандер Исаев, политолог |