|
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, известнейший актер Николай Караченцов скончался 26 октября, накануне своего дня рождения, в Московской городской онкологической больнице. Караченцова все помнят по ролям в “Юноне и Авось”, “Собаке на сене”, “Приключениях Электроника” и “Белых росах”. О личной жизни, детстве и учебе во МХАТе он говорил не очень охотно. “Лайф” вспомнил самые личные страницы его жизни
В детстве хотел стать балеруном Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в семье художника-графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Отец трудился много лет в “Огоньке”, а мать ставила балеты в известнейших театрах страны. Сам мальчик с детства мечтал пойти по стопам матери. - А ведь в детстве я хотел стать балеруном. У меня же мама была балетмейстером, поэтому и не захотела отдать меня в балетную школу. Она все время говорила: “Был бы девочкой - отдала бы. А так - нет!” Поначалу я очень переживал. Сейчас я очень благодарен ей, - рассказывал актер в интервью. Как отмечал Караченцов, век балерунов слишком короткий. Впрочем, ему пригодились пластика и любовь к танцам в актерской сфере. С актерской профессией он решил связать свою жизнь уже в старших классах школы, когда попал в группу “Актив” при одном из московских детских театров.
Учеба сутками Успешно окончив школу, в 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ. - Поступал я сложно: у меня был повторный третий тур, потом долго решали, взять меня вольнослушателем или сразу зачислить на курс. Сначала решили сделать вольнослушателем, но с первого сентября назначили в основной состав, - говорил он в интервью. То немногое, что сам актер вспоминал о студенческих годах, - как пропадал на учебе с 9 утра до 12 ночи. - Процесс репетиций был невероятно интересным. И перед самым экзаменом шли прогоны, после которых педагоги нам устраивали разборы. Станицын делал нам замечания, а перед экзаменом сказал: “А завтра я не приду”. “Как???” - “Инфаркта не хочу”, - говорил Караченцов в интервью “Известиям”. Актера заметили, он был в десятке лучших студентов. К слову, его дипломной работой был Милославский в “Иване Васильевиче”. По окончании, в 1967 году, получил распределение в “Ленком”. Шесть лет он играл второстепенные роли. И тем не менее мыслей уйти никогда не возникало. - Уволиться из этого театра для меня все равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. Для меня “Ленком” - целая страна, где много интересной работы, - говорил он в интервью “АиФ”.
|
Спектакль “Тиль”, “Ленком”, 1974 год
|
“Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу” Эти строки из постановки “Юнона и Авось” знает каждый школьник. Началось все в 1978 году, когда композитор Алексей Рыбников показал Марку Захарову вариации по православным песнопениям. Изначально думали сделать вариацию на “Слово о полку Игореве”. Вскоре был готов сценарий. Что задействуют Караченцова и Абдулова, стало понятно сразу. Открытым оставался вопрос, в каких качествах. - Говорят, внутри “Ленкома” происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов, - рассказывал Рыбников. Репетиции начались вскоре после Олимпиады. Караченцов, голос которого к тому моменту покорил всех, кто хоть раз смотрел “Собаку на сене” (фильм 1977 года), сразу влюбил в графа Резанова толпы поклонниц. - В памяти остался невероятный колотун, а от него - полная прострация. Я становлюсь в эту графьевую позу, меня ослепляет свет, и я чувствую, что правая коленка ходит в амплитуде где-то сантиметров десять, - описывал Николай Караченцов в книге “Авось” первый закрытый показ перед комиссией. Наутро Захаров с Вознесенским даже в храм ездили, что для тех времен было крайне необычно. Этот спектакль попал в список любимых и у Пьера Кардена. Благодаря ему, как говорили тогда, театр побывал в Париже. На премьеру пришли клан Ротшильдов, арабские шейхи, Мирей Матье. Зарубежные СМИ наперебой называли нонсенсом, что в СССР вышла “религиозная” и “антисоветская” постановка. Спектакль ставят до сих пор. И каждый раз - аншлаги. Постановка стала своеобразным рекордсменом в мире театра. - Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной. Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле. Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: “Если он станет моим мужем - жизнь потеряна!” Кто бы мог подумать, что все окажется как раз наоборот! - с улыбкой всегда вспоминал Караченцов. К слову, сама Поргина к тому моменту состояла уже во втором браке. Она была замужем за советским актером Михаилом Поляком и каскадером Виктором Корзуном. Отношения со вторым супругом вскоре закончились: “Я сразу развелась, в течение недели (после того как поняла, что влюбилась в Караченцова)”. В программе “Судьба человека” Поргина рассказывала, что супруг даже хотел ее убить из ревности. Обошлось. К слову, призналась в любви Поргина первая. - Сидел Александр Збруев, Олег Янковский - они ухаживали за мной. И тут вошел Коля. Посидели, выпили. Все уходят. Я говорю: “А ты останься”, - вспоминала Поргина. Я сказала: “Ты знаешь, что я тебя люблю”. А он ответил: “Девонька ты моя”. Начался роман. Правда, предложение пришлось подождать. Но и тут Поргина взяла ситуацию в свои руки. Она позвонила Караченцову и сообщила, что есть два молодых человека, которые сделали ей предложение: один - немец, другой - француз. А ответить надо в ближайшую неделю. “Если у тебя есть ко мне предложения - я слушаю”, - небрежно бросила она. Ответ последовал незамедлительно: “Девонька моя, перед репетицией мы должны успеть в загс”. В 1975 году сыграли свадьбу. - Если по улице идет улыбающаяся женщина с ярко накрашенными губами - это Люда Поргина, - говорила она. Женщина признавалась, что Караченцов полностью изменил ее жизнь: “Ведь можно же умереть от счастья”. Так и прожили всю жизнь - душа в душу.
Безумные фанатки - Я так думаю, любовь - это понятие, которое не подвержено времени, векам, эпохам. Тот человек, которого она посетила, - это счастливый человек, - рассказывал Караченцов. Что касается толп поклонниц, которые заваливали сцену театра цветами и дежурили у двери, Караченцов не раз говорил, что благодарен им, но не более того. Была у актера одна трагическая история, связанная с любовью. К нему. - Это очень печальный, просто трагический случай. Девушка безумно влюбилась в меня, что называется, фанатичной любовью и потеряла над собой контроль. Она пыталась устроиться костюмером в театр, где я работал, но администрация догадалась о ее тайных намерениях и не взяла ее. После этого девушка покончила с собой. А обо всем произошедшем актеру рассказала мать погибшей. Кроме того, уже в 2000-х фанатки наперебой заявляли, что они с актером в отношениях уже не один год, что даже сама Поргина знает об их отношениях. Людмила реагировала практически философски: “Не ты первая, кто так говорит”.
Предложения уехать Через несколько лет после начала гастролей по миру с “Юноной и Авось” Караченцову предложили... остаться в США. Но в отличие от многих коллег он был категоричен к миграции как между театрами, так и (тем более) между странами. - Мне предлагали остаться в Америке еще в те советские времена, когда была перестройка. Но вот ответный вопрос - назовите мне хотя бы одного актера из нашей страны, который там реализовал бы себя разносторонне, талантливо, ярко в профессиональной деятельности? - объяснял он свой отказ mignews.com. И сам же отвечал: таких людей нет. Были, правда, карьеристы, но это совсем другая история. Так и проработал практически до самой смерти в одном театре, прожил с одной женой и никогда не планировал менять родину.
|