Благодаря “Одному поясу - одному пути” тихоокеанский морской бриз донесся до казахских степей
Казахстан - Страна Великой степи. Здесь есть все, кроме морского порта. В мае 2014 года в Шанхае председатель КНР Си Цзиньпин и президент РК Нурсултан Назарбаев стали свидетелями ввода в эксплуатацию базы грузоперевозок китайско-казахстанского морского порта Ляньюньган. Это первый ключевой проект Китая и Казахстана в совместном строительстве “Одного пояса - одного пути”, более того, это хорошее начало новых сухопутных и морских перевозок между Азией и Европой. С этого момента у Казахстана впервые в истории появился морской порт, ориентированный на Тихий океан, а морской бриз Тихого океана впервые донесся до казахских степей
|
А вместе с морским бризом пришли и крупные дополнительные инвестиции. Опираясь на строительство “Одного пояса - одного пути”, Казахстан из традиционной страны, не имеющей выхода к морю, превратился в транзитный узел Азии и Европы, играя все более важную роль в торговой цепочке между Востоком и Западом. Это преимущество местоположения привлекает большой объем иностранных инвестиций в Казахстан. Согласно статистическим данным, за первые семь месяцев этого года в Казахстан привлекли 6,7 миллиарда долларов США прямых иностранных инвестиций. По сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 24 процента. Среди этих инвестиций инвестиции в промышленность выросли на 32,7 процента, что способствовало росту стоимости промышленной продукции в Казахстане и реализации программы “Третья индустриализация”; а инвестиции в транспортные перевозки и связанные с ними складские услуги увеличились на 37 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что способствовало модернизации транспортных сетей в Казахстане. Среди вышеупомянутых инвестиций частный капитал составил 35,4 процента, что свидетельствует о доверии инвесторов к потенциалу развития Казахстана.
В сопровождении морского бриза в Казахстан прибыли качественные зарубежные товары. Благодаря новому азиатско-европейскому коридору сухопутных и морских перевозок транспортные затраты и срок ввоза товаров в Казахстан значительно сократились. Товары, вышедшие из порта Ляньюньган, в течение шести дней могут доставить в крупнейший город Казахстана - Алматы. Множество недорогих иностранных товаров вышли на рынок и начали приносить пользу жителям Казахстана. К примеру, свежие фрукты из Южной Америки, электроника из Китая, автозапчасти из Японии и косметика из Южной Кореи. За четыре года, прошедшие с момента подключения к работе порта Ляньюньган, накопилось 12,14 миллиона тонн груза и 800 тысяч контейнеров. За первые семь месяцев этого года объем транзитных товаров через порт Ляньюньган составил 2,59 миллиона тонн и 163 тысячи контейнеров. Сопоставимый прирост составил три и 29 процентов. Китайская сторона построила Сухой порт в специальной экономической зоне “Хоргос - Восточные ворота” с общим объемом инвестиций в 90 миллионов долларов США, через который в прошлом году перегрузили 80 тысяч контейнеров, а за первые семь месяцев этого года перегрузили 68 тысяч контейнеров, по сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 34,6 процента. Наряду с морским бризом появились дивиденды транзитной перевозки. Китай и Казахстан открыли 72 международных пассажирских и грузовых маршрута, в том числе Чанъань, Чунцин - Синьцзян - Европа, Ляньюньган - Синьцзян - Европа. В прошлом году количество отправленных грузовых поездов из Китая в Европу, проходящих через территорию Казахстана, превысило 1800, увеличившись на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате Казахстан получил доход от фрахта в размере трех миллиардов долларов США. В первой половине этого года объем перевозок по маршруту Китай - Европа достиг 109 тысяч контейнеров, увеличившись на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что составляет 66 процентов от общего объема казахстанских контейнерных перевозок. Не так давно официально запустили и успешно доставили прямой контейнерный поезд из Чэнду, административного центра провинции Сычуань - в Алматы. Первый поезд состоял из 41 вагона, заполненного кондиционерами, лифтами и эскалаторным оборудованием. В будущем регулярно будет функционировать прямой поезд Чэнду - Алматы. Кроме того, завершили строительство части международной автомагистрали Западный Китай - Западная Европа на территориях Китая и Казахстана с общей протяженностью более 2700 километров. В прошлом году грузооборот на казахстанском отрезке международной автомагистрали Западный Китай - Западная Европа составил 600 тысяч тонн. Согласно предварительному расчету, в будущем годовой объем грузооборота через МЦПС “Хоргос” достигнет 3,5 миллиона тонн. С морским бризом появился брэнд “сделано в Казахстане”. В феврале прошлого года первую партию из 720 тонн пшеницы, произведенной в Казахстане, успешно доставили на базу логистического сотрудничества в порту Ляньюньган через МЦПС “Хоргос”, а затем посредством морских перевозок отправили во Вьетнам. Впервые казахстанскую сельскохозяйственную продукцию направили в страны Юго-Восточной Азии через Тихий океан и успешно открыли новые каналы экспорта зерна из Центральной Азии. Сейчас специальные поезда для транспортировки казахстанской пшеницы начали свое полноценное функционирование. С февраля по июнь этого года, то есть всего за пять месяцев, количество специальных поездов по транспортировке казахстанской пшеницы через территорию Китая достигло 10, объем товара - 13 400 тонн. По оценкам, в течение года около 50 специальных поездов отправятся через Китай и транспортируют за рубеж 120 тысяч тонн казахстанской пшеницы. Китайская сторона специально для казахстанской стороны снизила железнодорожный фрахт на 30 процентов и позволила использовать для перевозки казахстанские стандартные контейнеры, что значительно сократило транспортные расходы, сэкономило время и гарантировало конкурентоспособность экспорта. Это вполне отражает дружеские намерения и огромную поддержку китайской стороны относительно казахстанской стороны. Как сказал президент РК Н.А. Назарбаев: “Азиатско-европейское трансграничное сотрудничество между Казахстаном и Китаем является успешным примером эффективного сопряжения новой экономической политики “Нурлы жол” с инициативой по строительству экономического пояса Шелкового пути, которое непременно принесет всем прилегающим странам экономическое процветание и благосостояние народа”. Китайская сторона готова совместно с казахстанской стороной взаимодействовать в рамках Нового евразийского межконтинентального транспортного канала сухопутных и морских перевозок и сформировать его как образец международного сотрудничества “Одного пояса - одного пути”. Пусть Китай и Казахстан в новую эпоху совместно напишут в истории Шелкового пути новую главу мира, открытости, инноваций и процветания! |