Ботагоз Сейдахметова
С 1 января этого года председательствовать в Европейском союзе в течение полугода будет постсоциалистическая страна. А именно - Чехия. Еще осенью прошлого года премьер-министр Чехии Мирек Тополанек сообщил, какие приоритеты будут у страны во время ее председательства. Но время распорядилось по-своему, и чехам пришлось с первого дня активно включаться в решение международных проблем, таких, как война в секторе Газа и конфликт между Киевом и Москвой
Еще на заре вступления Чехии на почетное место председателя ЕС многие аналитики довольно скептически прогнозировали будущее чешского лидерства в союзе. Были и те, кто и вовсе говорил, что не будет Прага у руля, мол, не потянет такое ответственное дело. А тогдашний председатель ЕС в лице президента Франции Николя Саркози очень язвительно прошелся по тому, что-де в столице Чехии нет европейских флагов на государственных зданиях. Мол, налицо явное неуважение к европейским структурам, соответственно, к европейским идеалам.
За всеми этими заявлениями я усмотрела остатки давнего идеологического противостояния между социалистическим блоком и странами Запада. Только теперь это западный снобизм в отношении стран Восточной Европы, которые относительно недавно присоединились к Европейскому союзу.
Так что, думаю, что Чехия чувствует некоторый комплекс неполноценности и неуверенности на общеевропейском пространстве, где она пока еще больше в роли просителя. Более того, Прага вместе с другими восточноевропейскими государствами больше поклоняется Соединенным Штатам. Достаточно вспомнить последние споры вокруг размещения систем американских ПРО на ее территории. Так что скептицизм в ее отношении некоторым образом оправдан.
Опять же, решение тех стихийных международных проблем, которые возникли в повестке дня чешского лидера, требуют большого международного опыта. Кроме того, боюсь, что и президенту Чехии Вацлаву Клаусу, и премьеру Миреку Тополанеку вряд ли удастся затмить яркого и амбициозного Николя Саркози, который во время председательства Франции демонстрировал не просто активность во внешней политике, но и вышел с внушительным рядом внешнеполитических инициатив. На его популярность сыграли и президентские выборы, где личная жизнь Саркози, а также его деятельность на посту министра внутренних дел буквально обросли легендами.
Впрочем, у меня есть ощущение, что председательство Чехии может принести всякие сюрпризы. Прежде всего потому, что Чехия вместе с тремя другими восточноевропейскими государствами входит в состав региональной структуры, которая была создана еще в социалистические времена. Кстати, по заявлению Тополанека, в период председательства в ЕС Прага намерена активизировать деятельность в этой структуре, то есть в Вышеградской группе. Тогда же, осенью прошлого года, он сказал также, что Прага будет стремиться завершить переговорный процесс с Хорватией о ее вступлении в Евросоюз.
Кроме того, Чехия намерена активно заниматься вопросами энергетической безопасности старого континента. Впрочем, у Европейского союза есть своего рода переходящее красное знамя для председателей. А именно решение вопроса по ратификации общеевропейской Конституции. Может, именно Праге удастся сдвинуть этот вопрос с мертвой точки? |