|
Ботагоз Сейдахметова
Крошечная территория Израиля более полусотни последних лет остается наиболее горячей и неспокойной зоной не только региона Ближнего Востока, но и всего мира, который вольно или невольно втянут в перманентный конфликт между израильтянами и палестинцами.
Новая война в секторе Газа, которой израильские власти дали кодовое имя “Литой свинец”, приносит жертвы среди гражданского населения Палестины и Израиля. Ощущение, что мирные карты, которые предлагали европейцы, ООН, Россия и США, так и не нашли своего применения в разрешении этого давнего конфликта
Напомню, что четыре года назад, а именно в начале 2005 года, на смену Ясиру Арафату, чье имя для Израиля означало “террор”, пришел новый лидер. Махмуд Аббас обещал покончить с терроризмом и сесть за стол переговоров с руководством Израиля.
Тогда же, к началу 2005 года, согласно плану мирного урегулирования “Дорожная карта”, который был разработан ближневосточным квартетом, арабо-израильский конфликт должен был быть урегулирован окончательно, а также установлены границы обоих уже независимых государств, определен статус Иерусалима, а также положение беженцев и палестинских поселений.
Свою лепту в урегулирование ближневосточной ситуации пытались внести и арабские государства, и по отдельности каждый из четырех участников переговорного процесса: и Европейский союз, и Россия, и США, и тем паче - Совет Безопасности ООН.
Уже тогда, в 2005 году, обе стороны противостояния, а также международные силы были вынуждены признать, что мирный план не сработал. Впрочем, я прекрасно помню, как комментировали свое отношение к плану “Дорожная карта” израильские дипломаты. Они еще в самом начале откровенно не скрывали своего скептицизма и говорили, мол, в этом противостоянии мы можем и должны разобраться сами, без участия третьих сторон.
|
Власти Израиля уверены в своих действиях, ведь это война против ХАМАСа |
Уже на следующий, 2006 год к власти в Палестине в результате первых выборов, проведенных по демократическим принципам, пришло радикальное движение ХАМАС на смену арафатовской партии ФАТХ. А в Израиле парламентские выборы выиграла новая партия Ариэля Шарона “Кадима”. Казалось бы, новые политические силы были всерьез настроены на мирные переговоры, более того, ХАМАС обещал остановить насилие. Ведь от насилия устали обе стороны противостояния.
Другое дело, что Израиль решительно взялся за решение вопросов безопасности своих граждан. И уже к лету этого года Израиль развернул военные действия против Ливана. Причина войны - попытка уничтожить боевиков “Хезболлы” в Ливане.
Тогда, в 2006 году, на мой вопрос: могли бы принести положительные перемены смены правительств в Палестинге и Израиле, тогдашний посол Израиля в Казахстане Михаэль Лотем ответил буквально следующее: “Я не знаю, какие аналитики могли сделать подобный прогноз и как может что-либо измениться к лучшему с приходом к власти группировки ХАМАС. Они должны были учесть, что если у власти в Палестине ХАМАС, если “Хезболла” представляет собою угрозу, если Иран ведет закулисную игру, то что может из этого всего выйти? ФАТХ - это политическая партия. А ХАМАС и “Хезболла” - это экстремистские религиозные организации, которые в своей деятельности не руководствуются политическими мотивами. Они просто собираются во имя Бога стереть Израиль с лица земли”.
Ближневосточная война начала 2009 года также имеет у Израиля цель уничтожить боевиков организации ХАМАС, но, как это бывает обычно, под обстрелы ракет попадают все больше мирных граждан Палестины.
Дальнейшее для тех, кто давно следит за ситуацией на Ближнем Востоке, напоминает старое черно-белое кино - разрушенные бедные кварталы, где проживают палестинцы, уверенные в правильности своих действий власти Израиля, манифестации протеста против действий Израиля в странах Западной Европы, где проживает значительная мусульманская арабская диаспора. Не стала исключением и нынешняя война на Ближнем Востоке, и международное сообщество вновь активно переживает ее вместе с непосредственными участниками этого конфликта.
Надо отметить, что этот клочок планеты, пожалуй, наиболее вооружен новейшей военной техникой. Техникой, которую весьма активно используют и израильская армия, и палестинские боевики.
Впрочем, по утверждению одного из представителей Генерального секретаря ООН по правам человека, “Израиль осуществляет агрессию с применением современного оружия против безоружного палестинского населения, которое и без того уже давно живет в условиях жестокого эмбарго”.
Проверить эту информацию практически невозможно по причине информационной изоляции сектора Газа, где, по данным международных агентств, главные палестинские чиновники попросту попрятались в бункерах.
Тем временем в зону конфликта 5 января прибыла высокопоставленная делегация Евросоюза во главе с Верховным представителем ЕС Хавьером Соланой, еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер и главами МИДа Чехии, Швеции и Франции.
Собственные усилия вызвался продвинуть французский президент Николя Саркози, которого вообще отличает активная внешнеполитическая деятельность в отличие от его предшественника. В первые дни нового года он совершает специальное турне по странам региона с посещением Египта (страны, которая также делает большие усилия в урегулировании ближневосточного конфликта), Израиля и палестинских территорий.
Кроме того, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган с той же миссией посетил Египет, Иорданию и Сирию. Свою лепту в общее дело мирного урегулирования ситуации внесла и уходящая администрация Джоржда Буша.
Однако обе стороны конфликта даже не пытаются уступать друг другу. Похоже, они прекрасно изучили друг друга, методы ведения войны, характер и прочее, то, о чем неизвестно третьим силам. Может быть, взаимная нелюбовь арабов и евреев уходит корнями в историю, и никакие внешние силы, увы, пока не в силах их примирить? Впрочем, историки говорят, что до середины прошлого века не было военных конфликтов между мусульманами и иудеями. По словам известного казахстанского арабиста Багдата Амреева: “Более того, они в течение многих веков жили мирно в Палестине, даже были периоды, когда они приходили на выручку друг к другу. Как вы знаете из истории, евреи нашли приют у арабов-мусульман в Кордове, в Испании, спасаясь от инквизиции. Нынешний же конфликт, который длится уже полвека, является территориальной проблемой, но многократно усугубленной религиозными противоречиями”.
Может, это и территориальный спор, но у меня все же есть ощущение, что проблема скорее ментальная. И арабов, и евреев объединяет, а потому и отталкивает друг от друга некий общий национальный характер. Так что противостояние в этом регионе обещает быть вечным. |