Санкционная война США против Тегерана Впервые США ввели односторонние санкции против Ирана в 1979 году. С тех пор санкционный режим в отношении этой страны неоднократно корректировали - часть запретов отменили, другую ужесточили, вводили новые ограничения. Причинами для введения санкций называли поддержку терроризма, нарушение прав человека, развитие ракетно-ядерной программы
Первые санкции ввели вскоре после победы Исламской революции (1978-1979). Поводом для них стал захват американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда указом президента США Джимми Картера от 14 ноября прекратили закупку иранской нефти, заморозили иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запретили продажу Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года ввели запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в Иран, а также на импорт иранских товаров. В январе 1981 года эмбарго на торговлю отменили, однако ограничения на финансовые операции продолжали действовать. 20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана (подписано 24 ноября 2013 года Ираном и “шестеркой”), США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые “осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора”. Временно приостановили действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric разрешили поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей. В ноябре 2014 года приостановили действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана. В декабре 2014 года США распространили санкции на физические и юридические лица, связанные с иранскими властями, “за поддержку усилий иранского правительства по уклонению от наложенных ограничений и за связь с людьми, нарушающими права человека, в частности, занимающимися цензурой”. Под санкции также попали лица, оказывавшие правительству Ирана различные банковские услуги. 16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с “шестеркой” о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ (Совместный всеобъемлющий план действий согласовали 14 июля 2015 года). В тот же день Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года разрешили долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. А также сняли запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые может контролировать лицо, подпадающее под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США. Американским гражданам по-прежнему запрещали осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке осталось около 200 человек и компаний.
Новые ограничения (с 2017 года) В апреле 2017 года за нарушение прав человека администрация Дональда Трампа включила в санкционный список Тегеранскую организацию тюрем, а в мае и июле расширила санкции против ряда юридических и физических лиц, “поддерживающих баллистическую ракетную программу Ирана, иранские военные закупки или Корпус стражей исламской революции. 2 августа 2017 года Трамп подписал закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих отношение к иранской программе по разработке баллистических ракет (оказание финансовых услуг, материальной и технологической поддержки, организация транспортировки материалов для создания ракет). Кроме того, согласно этому закону, смягчить режим наложенных ограничений и отменять их теперь может только конгресс (ранее решение принимал президент). 13 октября 2017 года президент США изложил новую, более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США намерены противостоять “дестабилизирующему влиянию” Ирана. Американский президент отказался подтвердить выполнение Тегераном соглашения по ядерной программе. В тот же день Минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внес Корпус стражей исламской революции в список организаций, “поддерживающих терроризм”. 16 ноября 2017 года Трамп продлил действие эмбарго, наложенного ранее на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана. 4 января 2018 года Минфин США ввел санкции в отношении пяти иранских организаций, причастных к реализации иранской программы разработок баллистических ракет, и трех физических лиц, которые, по мнению Вашингтона, связаны с террористическими группировками в странах исламского Магриба. 12 января санкции распространили еще на пять физических лиц и девять организаций за причастность к нарушениям прав человека и ракетной программе Тегерана. В частности, в санкционный список попал глава судебной системы Ирана Садих Ардешир Амоли Лариджани. 8 мая 2018 года Трамп объявил о выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе. По его словам, СВПД оставлял Ирану возможность для создания ядерной бомбы в обход ограничений. Трамп обещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции, если Тегеран решит воплотить свои “ядерные амбиции”. В то же время он высказался в пользу заключения нового соглашения.
|