На этой неделе ряд западных СМИ сообщил новость о том, что власти Ирана якобы в последние месяцы наращивают поддержку боевикам “Талибана”. Подтверждения из независимых источников последовали со стороны Пакистана
Западные журналисты ссылаются на источники в Кабуле и в самой группировке. Кроме того, один из базирующихся в Пакистане талибских советников поведал о том, что конечной целью подобных усилий стала борьба с интересами США и НАТО. Вероятно, поводом послужило беспрецедентное давление, которое Вашингтон начал оказывать на Тегеран. В экспертной среде говорят: у иранского руководства есть все ресурсы, чтобы изменить ситуацию в Афганистане. Сотни бойцов “Талибана” проходят обучение в Иране, сообщает, в частности, Times. Причем опытом с противниками официального Кабула и Вашингтона делятся офицеры местных сил специального назначения, что газета называет беспрецедентным усилением помощи. Согласно изданию, масштаб, качество и длительность этой подготовки могут стать фактором сдвига в афганском вооруженном конфликте и даже повлиять на его исход. Один из представителей главного военно-политического органа талибов - Совета Кветты (Шура-е-Кветта) - подтвердил Times на условиях анонимности: “Иранцы предложили проводить тренировки с двумя условиями: мы должны сфокусироваться на противоборстве интересам США и НАТО в Афганистане и увеличить натиск на ДАИШ”.
По словам советника талибов, тренинги для боевиков начались еще этой весной - примерно в то время, когда президент США Дональд Трамп объявил об одностороннем выходе из “ядерной сделки”, заключенной между Тегераном и шестеркой международных посредников в 2015 году. Напомним, что помимо разрыва договоренностей глава Белого дома объявил о возобновлении санкционного режима в отношении “режима аятолл”. Подготовка талибов, которая рассчитана на шесть месяцев, ведется иранскими офицерами, говорят собеседники Times. Один из таких лагерей, где проводятся тренировки, находится в регионе Керманшах (запад Ирана). Официальные представители афганской разведки полагают, что могут быть другие районы, где Тегеран готовит военную силу для противодействия США и НАТО. “Я начал подготовку в Керманшахе за десять дней до Рамадана”, - рассказал 25-летний командир талибов. По его словам, в тренировочном лагере находится от 500 до 600 человек. “Нас учат всему: от тактики, лидерских навыков, вербовки до изготовления бомб и владения оружием, - говорит собеседник Times. - Все инструкторы - сотрудники иранских спецслужб”. Многие из них, по его словам, говорят на пушту. Они носят форму без опознавательных знаков. Эти данные совпадают с тем, что говорят старшие офицеры афганской военной разведки, которые предупреждают: применение американских санкций против Ирана может негативно отразиться на американских интересах в Афганистане. Один из членов командования афганской национальной армии пояснил: “Каждый день талибы становятся сильнее, и территория, где есть их влияние, расширяется. Но в то же время ослабевает пакистанское влияние на “Талибан”. Пакистан ведет двойную игру и не питает доверия ни к кому. Именно поддержка талибов Ираном оказала в последнее время сильное воздействие”. Он уточняет: речь пока не идет о помощи оружием - талибы получают только подготовку. Следует напомнить, что отношения между Ираном и “Талибаном” достаточно сложны: стороны принадлежат разным течениям ислама. В последнее время иранское руководство старается проявить инициативу и участвовать в различных форматах по мирному урегулированию афганского кризиса. Однако, например, в вашингтонском Институте Ближнего Востока считают, что сохранение талибов в Афганистане отвечает интересам режима в Тегеране. Первая причина заключается в страхах иранского руководства: оно опасается, что афганская территория станет плацдармом для США, которые, как известно, враждебно настроены по отношению к нему. Вторая причина - это противодействие ДАИШ. “Талибан” неоднороден, однако большинство его фракций являются противниками тех, кто поддерживает “халифат”. С этих двух позиций иранская помощь талибам, пусть даже ограниченная, кажется обоснованной.
Саджад Тайери, журналист |