|
Вчера на портале правовой информации правительства РФ обнародовали постановление от 21 июня, из которого следует, что Кабинет министров России одобрил проект конвенции о правовом статусе Каспия и предлагает президенту подписать его. Напомним, над этим документом пятерка прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) работала более 20 лет. Необходимость разделить Каспий между пятью странами возникла после распада СССР. Предполагают, что главы государств подпишут Конвенцию о правовом статусе водоема на пятом Каспийском саммите в Актау, намеченном, по данным “Коммерсанта”, на 12 августа
В постановлении отмечают, что проект конвенции “согласован с федеральными органами исполнительной власти”. При этом на сайте короткое время “провисел” и сам 18-страничный договор, но позже его удалили. Как правило, подобные документы публикуют только после подписания, а тут, видимо, произошла ошибка. В то же время в постановлении сказано, что проект “предварительно проработан” с другими прикаспийскими государствами, и не совсем ясно, идет ли речь об окончательной версии конвенции или в нее еще могут внести правку. По информации “Ъ”, перед встречей глав государств могут еще пройти переговоры министров иностранных дел или их замов. В преамбуле подчеркивается, что “Каспийское море имеет для сторон (пяти прибрежных государств. - “Ъ”) жизненно важное значение и только они обладают суверенными правами” в отношении этого водоема и его ресурсов. Использовать Каспийское море предполагается только “в мирных целях”, а его ресурсы расходовать “рационально”, соблюдая меры по “защите и сохранению природной среды”.
Акваторию моря хотят разграничить на внутренние, территориальные воды (не превышающие по ширине 15 морских миль; на этот морской пояс распространяется суверенитет прибрежного государства, его внешняя граница считается госграницей), рыболовные зоны (еще 10 миль, в пределах которых государство обладает исключительным правом на промысел) и общее водное пространство. Таким образом, большая часть акватории и биоресурсов Каспия остается в общем пользовании. Участки дна и недр должны быть разделены на национальные секторы. Разногласия по поводу раздела дна богатого углеводородами водоема долгое время оставались одним из основных препятствий к принятию конвенции. За прошедший с момента распада СССР период Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан договорились о разграничении дна и шельфа северной части Каспия по методу “модифицированной срединной линии”. Однако Иран такая модель не устраивала, поскольку в таком случае на него приходилось лишь 13-14 процентов шельфа, в то время как Тегеран требовал разделить его поровну (то есть по 20 процентов каждой стране). При этом Иран уже провел бурение на месторождении Сардар Джангал, на которое претендует и Азербайджан. У последнего, в свою очередь, есть разногласия с Туркменистаном по поводу ряда месторождений, включая Кяпаз, Азери и Чираг (или Сердар, Осман и Омра в туркменском варианте). Таким образом, до последнего времени разделение недр в южной части Каспия было связано с серьезными спорами. Проект конвенции, впрочем, не вносит полной ясности в вопрос о размежевании дна. В нем лишь сказано, что “разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм права”. Руководитель аналитической группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Причин назвал эту формулировку “обтекаемой”, но “ожидаемой”, поскольку российские официальные лица заранее предупреждали, что географических координат в тексте конвенции не будет, а будут лишь принципы. “Это сделано для того, чтобы двусторонние разногласия в южной части Каспия не согласовывать впятером и не вносить в общий большой документ”, - пояснил он. При этом собеседник “Ъ” отметил, он все же ожидал, что в документе в качестве инструмента разрешения споров назовут “серединную модифицированную линию”, однако ее в проекте конвенции не упоминают. В то же время из проекта конвенции следует, что Каспий все же считается морем, а не озером. На признании этого, не имеющего выхода к Мировому океану водоема озером опять же настаивал Иран, поскольку в таком случае все пять прикаспийских государств могли бы претендовать на равное разделение его ресурсов и блокировать невыгодные с их точки зрения решения. Проект конвенции вносит ясность еще в один вопрос, ранее вызывавший серьезные споры между “пятеркой”. В обнародованном документе ясно сказано, что страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, причем для этого требуется согласование только той стороны, через сектор которой он пройдет. Соседей лишь необходимо уведомить о маршрутах прокладки трубопровода. Таким образом, формально это открывает дверь для строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Подобный проект обсуждают с середины 1990-х годов, его суть в том, чтобы, соединив газотранспортные системы этих стран, поставлять туркменский газ транзитом через Грузию и Турцию в Европу. Этот план всегда пользовался активной поддержкой США и Еврокомиссии, поскольку давал Европе реальную альтернативу российскому газу благодаря доступу к значительным туркменским ресурсам (четвертое место в мире по запасам газа). Главным препятствием для проекта всегда считался неурегулированный статус Каспия, притом что два государства региона - Россия и Иран - выступили бы против появления конкурента в виде туркменского газа на рынке Европы. С принятием конвенции это препятствие может исчезнуть, но другие остаются. Так, экономическая целесообразность строительства такого газопровода при текущих низких ценах на газ в Европе под сомнением - газопровод из Азербайджана в Южную Италию (Южный газовый коридор), который введут в эксплуатацию в 2020 году, обошелся в 45 миллиардов долларов. Кроме того, по предварительному анализу, Транскаспийский газопровод окупится при объеме поставок не менее 30 миллиардов кубометров в год, и найти рынок для такого объема в Южной Европе сейчас практически невозможно. Однако в газопроводе меньших размеров может быть заинтересована Турция, в которой спрос на газ быстро растет и которая сейчас на 60 процентов зависит от поставок из России. Длина трубы от побережья Туркменистана до восточной границы Турции может составить около одной тысячи километров против 3,8 тысячи километров в случае поставки газа в Южную Европу. К тому же на планах по строительству Транскаспийского газопровода непременно скажутся споры по разделению недр между государствами Южного Каспия. В то же время в документ вошли пункты, которые ранее активно отстаивала Россия, включая положение о “неприсутствии” на Каспии вооруженных сил третьих стран. Прикаспийские государства также обязуются не предоставлять свою территорию кому-либо “для совершения агрессии и других военных действий против любой из (договаривающихся. - “Ъ”) сторон”. Сами же они намерены обеспечивать “стабильный баланс вооружений на Каспийском море” и “осуществлять военное строительство в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон”. |