На этой неделе случилось то, чего так опасались в мире: Тегеран в письме Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) предупредил о намерении увеличить мощности, необходимые для обогащения урана. Выполнять условия “ядерной сделки” и в то же время нести бремя санкций США невозможно, отметили иранские власти
Правда, это еще не нарушает условия этой сделки, но стало сигналом того, что Тегеран не будет стоять на месте и ждать, когда санкции США станут реальностью. Как заявил Бехруз Камальванди, официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана: “В письме к МАГАТЭ мы проинформировали, что намерены увеличить требуемые мощности для производства тетрафторида урана и гексафторида урана соответственно и принять предварительные меры по созданию предприятия для производства центрифужных роторов”. А в среду уже сделал заявление глава этой организации Али Акбар Салехи: “Мы не можем соблюдать план действий с партнерами и в то же время нести бремя американских санкций”. Отметив также, что другие страны искажают реальное положение дел в области иранской ядерной программы. “Ядерная деятельность Ирана носит мирный характер, как того требует фетва нашего лидера, - подчеркнул Салехи. - Согласно этой фетве, создание и развитие программы по ядерному оружию - это харам, и мы всегда считали себя обязанными исполнять этот принцип. Мы никогда не будем его нарушать”. В начале этой недели духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи уже дал указание ОАЭИ начать подготовку к увеличению масштабов обогащения урана. Об этом он заявил на церемонии, посвященной годовщине смерти основателя Исламской Республики Иран. “Я дал указание ОАЭИ быть готовой к повышению наших возможностей в том, что касается обогащения урана”, - сообщил аятолла Хаменеи.
При этом он уточнил, что эти планы осуществят только в том случае, если оставшиеся подписанты ядерного соглашения (Россия, Китай, Великобритания, Франция и ФРГ) не смогут обеспечить Исламской Республике экономические выгоды, которые гарантирует сделка. “Наши враги не смогут остановить наш прогресс в ядерной сфере”, - в то же время пообещал духовный лидер Ирана. Напомним, что СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) гарантировал отмену международных ограничений на бизнес в Иране. Но сегодня уже ясно, что односторонних санкций США против Ирана хватило для того, чтобы европейские компании решили уйти с иранского рынка. Так, французский автоконцерн PSA Group начал подготовку к уходу из Исламской Республики. “Начат процесс по приостановке деятельности совместных предприятий с тем, чтобы адаптировать ситуацию к американскому закону до 6 августа 2018 года”, - говорится в заявлении промышленной группы, которое цитирует AFP. По собственным данным PSA Group, она продала в прошлом году в Иране 444 тысячи автомобилей, производимых на ее заводах. Ранее министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр предсказывал, что односторонние американские ограничения окажут прямое воздействие на ряд французских и европейских предприятий. По его мнению, это превращает Америку в “экономического жандарма планеты”. Министр экономики назвал такую ситуацию абсолютно неприемлемой. Убедить Европу в выгоде от разрыва иранской ядерной сделки намерен премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который в начале этой недели отправился в европейское турне, посвященное этой проблеме. Выступая в столице Германии по итогам состоявшихся переговоров с канцлером Ангелой Меркель, он заявил, что в случае реализации СВПД (ядерной сделки) Тегеран будет обладать достаточным количеством урана для создания оружия массового уничтожения. “Проблема СВПД заключается в том, что, отказавшись сейчас от урана для производства одной ядерной бомбы, Иран в течение 7-10 лет может получить достаточное количество урана для производства 100, 200 бомб”, - пояснил израильский премьер, изначально выступавший против каких-либо договоренностей с Исламской Республикой. В графике Нетаньяху также значатся переговоры с лидерами Франции и Великобритании. Так что сейчас судьба СВПД находится под вопросом. Американцы 6 августа собираются запустить процесс реализации санкций, а до этого могут быть какие-то варианты. Европа - прежде всего Великобритания, Франция и Германия - заинтересована в бизнесе с Ираном и в нормальных отношениях с ним, но смогут ли они устоять под давлением США, не ясно.
Саджад Тайери, журналист |