Развитие событий, связанных с новым витком противостояния между США и Ираном, все больше вселяет опасения. Хрупкое равновесие, достигнутое после заключения сделки между шестью странами и Тегераном о ядерной иранской программе, теперь рушится буквально на глазах
На этой неделе руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи озвучил требования Тегерана к Европе после того, как выйти из сделки высказал намерение президент США Трамп. Иран потребовал от европейских банков гарантий продолжения торгового сотрудничества, а от европейских государств - гарантий покупки иранской нефти. “Если США удастся помешать продаже нашей нефти, мы должны иметь возможность продать желаемый объем топлива. Европейцы должны - в форме гарантий - компенсировать это и купить иранскую нефть”, - приводят информационные агентства слова Хаменеи. Тегеран требует, чтобы переговоры не касались ракетной программы Ирана и политики страны в регионе. Кроме того, Европа должна выпустить резолюцию против нарушений США, Хаменеи сказал, что Иран не хочет бороться с Францией, Германией и Великобританией, но, “как неоднократно показывала история, Европа следует за США”. Иран потребовал от Европы “прекратить молчание и доказать”, что европейские страны “работают над ядерным соглашением”. Если Европа промедлит с ответом, Тегеран “оставляет за собой право начать свою ядерную деятельность”, заявил духовный лидер Ирана. И буквально следом за этим заявлением Тегерана сделала свое заявление канцлер Германии Ангела Меркель. “Санкции США, вероятно, могут привести к тому, что часть европейских компаний волей-неволей будет вынуждена выйти из Ирана”, - сказала она после переговоров с премьером Госсовета Китая Ли Кэцяном во время своего визита в Китай. При этом канцлер отметила, что китайские компании способны заполнить освободившуюся нишу, и решение остается за китайской стороной. Одним словом, все сейчас происходит в духе европейской традиции: сначала европейцы пафосно призывают к защите своего достоинства и делают громкие заявления, что будут это достоинство отстаивать, но очень скоро все становится на свои места. В минувшую среду стало известно, что датская компания-грузоперевозчик Maersk Line объявила о выходе из иранского бизнеса. Вслед за ней об этом объявил французский энергетический гигант Total, работающий на перспективнейшем нефтегазовом месторождении Южный Парс в Персидском заливе. Причина - отсутствие гарантий защиты инвестиций Total и неспособность ЕС защитить интересы компании. “Сименс” также пошел на попятную, объявив, что торговля с Соединенными Штатами для него важнее. К этому же готовится и китайский нефтяной концерн Petrochina.
|
Аятолла Али Хаменеи
|
“Франкфуртер альгемайне цайтунг” утром в четверг резюмировала положение дел: “Да, это шантаж, когда Трамп грозит европейским предприятиям штрафом за сотрудничество с Ираном. Однако реальная политика предполагает осознание реальной ситуации. Зависимость от доллара еще больше, чем торговля с Америкой, а бизнес с Ираном в сравнении с ними ничтожен. Мы не можем рисковать благополучием наших сограждан. К тому же Америка остается важнейшим торговым партнером Европы”. Таким образом, Вашингтон добивается того, чего хочет - весь западный мир будет вынужден свернуть сотрудничество с Тегераном, и никакие выгоды от этого сотрудничества не идут ни в какое сравнение с масштабами взаимодействия Европы с США. Причем на этот раз решимость Трампа “додавить” Иран просто устрашает - на кону не только ядерная программа иранцев, но и в целом существование того режима, который сейчас правит в Иране. И совершенно очевидно, что условия, которые поставил перед европейскими странами аятолла Али Хаменеи, невозможно будет выполнить.
Саджад Тайери, журналист |