|
Сергей Козлов В последние дни внимание всего мира вновь приковано к Иерусалиму. Решение президента США Дональда Трампа перенести в этот город посольство своей страны вызвало бурю протестов в ряде стран, так как тема эта всегда была острой и даже болезненной
Потому что Иерусалим с глубокой исторической древности был особым городом. Поэтому и история его увлекательна и величественна, а знать ее нелишне любому человеку, интересующемуся не только древностями или взаимоотношениями между религиями, но и современными реалиями. Предварить попытку спокойно прочесть одну из самых волнующих страниц этой истории нам хотелось бы следующим: мы заранее отвергаем все возможные обвинения в том, что сомневаемся в чьих-то национальных или исторических правах, и уж тем более способны допустить какое-либо неуважение к религиозным чувствам иудеев, христиан и мусульман. Пожалуй, нет в мире места, ради обладания которым было бы пролито столько крови. И ее продолжают проливать и сегодня, оправдывая свою жестокость некими “историческими правами” своих народов. Одни указывают при этом на право считаться основателями Священного Города, на то, что именно их предки впервые возвели здесь храм единому Богу, другие - на то обстоятельство, что город был захвачен в эпоху, когда потомков “основателя храма” там не было уже и в помине. Однако борьба за Иерусалим уходит началом своим, пожалуй, в неизведанную древность, и для того, чтобы попытаться определить - кто же был его основателем, можно обратиться, например, к такому авторитетному источнику, как Библия. Впервые в ней об Иерусалиме упомянуто в части, значащейся у христиан Ветхим заветом - в книге Иисус Навин, в главе 15,8: “Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы...”. Что же это - Иевус или кто это? Далее в Библии, в той же книге Иисус Навин, в главе 24,11 есть обзор истории Израиля, изложенный устами самого Иисуса Навина: “Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, Аморреи, и Ферезеи, и Хананеи, и Хеттеи, и Гергесеи, и Евеи, и Иевусеи; но Я предал их в руки ваши”. Библейская история борьбы сынов Израилевых с народами, населявшими Палестину, продолжена в книге Судей. И там также упоминаются Иевусеи. В частности, в главе 1, 21: “Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня”. Иными словами, иевусеи - народ наряду с другими, населявшими Палестину, причем народ чуждый и враждебный Израилю, о чем говорят многие места в Библии. Например, та же книга Судей, глава 3, 5: “И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев; 6 И брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. 7 И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам”. Ваал - древнесемитский бог, в переводе буквально господин, хозяин. В Ветхом завете Ваал - грозный царь вселенной, и бог ветров (Ваал Сефон), и покровитель заветов (Ваал Берит), и отец богов, который превыше всех богов. Что касается Астарт - то чаще всего ее в Библии еще величают как Ашторет. У аккадцев она - богиня Иштар. Это тоже древнесемитское божество, но в виде женщины. То есть иевусеи, повторимся, - народ, глубоко враждебный израильтянам, поклонявшийся чуждым Израилю богам. И именно они - иевусеи - значатся, согласно Ветхому завету, или Торе, - как первые жители или даже основатели города, который впоследствии был назван Иерусалимом. Город храмов - издревле веков Впервые же о захвате древними евреями Иерусалима сказано во второй книге Царств (у иудеев она озаглавлена как “Вторая Самуила”), глава 5, 6: “И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: “Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые”, - это значило: “не войдет сюда Давид”. 7 Но Давид взял крепость Сион: это - город Давидов”. Тоже немаловажная констатация - из этого текста совершенно очевидно, что очередное овладение Иерусалимом произошло во времена царя Давида. В третьей книге Царств (у иудеев - “Первая Царей”), в главе 2, 11 сказано: “Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет, и тридцать три года царствовал он в Иерусалиме”. То есть завоевание Иерусалима произошло после семи лет “сидения” царя Давида в Хевроне, который и был тогда столицей царства Израиль. Таким образом, борьба за Иерусалим, согласно библейским источникам, была долгой, кровавой и упорной, и кто с уверенностью скажет - могут ли очередные его владетели претендовать на историческую прерогативу основателей этого города? Храм же в Иерусалиме, как сказано в Библии, построил сын Давида, Соломон, который возвел и стены вокруг города. Это была попытка утверждения единобожия в масштабах всего царства Израиль. Однако мудрый царь Соломон воздвиг не только известный храм, но и святилища иным божествам, как сказано в третьей книге “Царств” в главе 11, 4: “Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. ...7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской”. Царь, считающийся в классической традиции мудрейшим из израильских владык, в своей столице не препятствовал и осуществлению культов других своих подданных, а не только сынов Израилевых. Он даже сам придерживался этих культов. Это, естественно, не могло одобряться составителями Библии, священниками Израиля, что и отражено в книге Царств. Так что и в первенстве возведения первого храма лавры царя Соломона весьма сомнительны - ибо он возводил не один храм в Иерусалиме и единобожием не отличался. С кончиной же мудрого царя закончилась и история единого древнееврейского государства, которое просуществовало 72 года. То есть столицей, собственно, древнего Израиля Иерусалим пробыл и того гораздо меньше, так как царями единого государства были Саул, Давид и Соломон, из которых только второй стал хозяином города. Иерусалим же стал после распада центром южного, Иудейского царства и был разрушен в 586 году до н. э. вавилонянами.
Эпоха империй С тех пор хозяева города менялись, как известно, не менее часто, чем это наверняка было и во времена, предшествовавшие царю Давиду. Это были и персы (тоже, наверное, имеющие “историческое право на Иерусалим”?), и греки под предводительством Александра Македонского (а как быть с их правом?), римляне, вновь греки, но уже христиане Восточной Римской, Византийской империи. Все они строили в городе свои храмы - так что Иерусалим воистину можно назвать городом храмов и народов. И храм царя Соломона, разрушенный римлянами до основания в 70 году нашей эры, соседствовал все это время со святилищами других народов. С IV века н. э. Иерусалим почти повсеместно становится христианским городом. Храм Соломона, так же, как в свое время храмы и святые места предшествующих обитателей города, в том числе и его “автохтонов” иевусеев - уничтожены. В “Истории евреев” Генриха Греца, в частности, об этом периоде сказано: “Иерусалим прекращает быть центром евреев, он становится чисто христианским городом, местом пребывания архиепископа. Закон, запрещающий евреям входить в Святой город, после смерти императора Юлиана особенно строго соблюдался властями”. Переломным в истории города стал VII век н. э. В 614 году здесь вновь появляются персы. Однако в 628 году византийский император Гераклий возвращает Иерусалим после ожесточенной, упорной семилетней войны с персами. Но в 637 году Иерусалим пал уже под натиском арабов под командованием халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, и об этом мало кто вспоминает, что вековые враги Израиля - семитский (мы имеем в виду, прежде всего, языковую общность) народ арамеи, близкий по своей культуре и происхождению амореям, были в то время основным населением Палестины. Арамеи постепенно смешались с арабами, как известно, также семитами, и восприняли их язык - близкий к арамейскому. Так что начиная с VII века Палестина - арабская страна, населенная к тому же и потомками древнейшего народа, предшественника древних евреев на этой земле. Небезынтересно также и то, что иудеям в Палестине тех времен жилось гораздо легче, чем при греках-христианах. Об этом говорят многочисленные еврейские и арабские источники. Арабы и евреи также неоднократно вместе выступали в военных столкновениях с соседями. После незначительного, по своей сравнительной исторической длительности, периода захватов Палестины крестоносцами и смены нескольких халифов в 1516 году она становится частью Османской империи, владычество которой здесь продолжалось 400 лет.
Резолюция ООН Именно в османский период, а точнее в конце XVIII - начале XIX века, в Палестине, в основном в Иерусалиме, вновь начали появляться еврейские поселения. Во время Первой мировой войны мандат на управление Палестиной получили англичане. Нет нужды излагать все перипетии создания современного государства Израиль, начиная от пресловутой декларации Бальфура, остановимся лишь на одном документе - на резолюции ООН, согласно которой его и создали. Голосование по плану раздела Палестины состоялось 29 ноября 1947 года, и его одобрили 33 голосами при 13 против и 10 воздержавшихся государствах, тогдашних членов ООН. Согласно же принятой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 18/II от 29 ноября 1947 года, в Палестине предполагалось создать еврейское государство площадью 14,1 тысячи квадратных километров. Это 56 процентов всей территории Палестины, и вот что любопытно - население этого государства должно было состоять из 509 780 арабов и 499 020 евреев... Арабское же государство, которое создавали согласно этой же резолюции, предполагалось площадью 11,1 тысячи квадратных километров - 43 процента территории Палестины и населять его должны были 749 000 арабов и 9520 евреев. Иерусалим с окрестностями предполагалось выделить в интернациональную зону площадью, занимающую примерно один процент территории Палестины и населенную 105 540 арабами и 99 690 евреями.
И будут жить иевусеи с сынами Вениамина Трактовка событий, последовавших после принятия этой резолюции различными сторонами сразу же вспыхнувшего конфликта, диаметрально противоположна. Но ни одна из версий в этом случае для нас не столь важна - все, кстати, развивалось, как и все предшествующие столетия истории этой земли: насилие, стремление изгнать, истребить своих противников, обоснование своих прав на Палестину и Иерусалим ссылками на, простите, авторитеты своих божеств и каноны своих верований. В этом случае важно не это - а то, сколько же, согласно приведенным выше исследованиям специальной комиссии ООН по Палестине, проживало здесь представителей основных этнических групп? Даже беглое сопоставление, как видим, явно не в пользу сынов Израилевых. Но и это не главное. Сама резолюция содержала в себе неискоренимые противоречия и потенциальную угрозу вечного противостояния, что и подтвердилось в последующие десятилетия после ее принятия. Сейчас сложно судить, на что рассчитывали инициаторы этой резолюции, на какую “готовность” палестинцев уступить населенные ими земли, сконцентрироваться в разрозненных анклавах по краям нового, потенциально враждебного к ним государственного образования. Никто и никогда на этой земле не оставлял Иерусалим добровольно, и авторы резолюции, учитывая поставленную перед ними цель, никак не могли реально это учесть. Не оставят его никогда и арабы. А вместе с ними и все остальные мусульмане, храмы которых также воздвигнуты в этом городе. Хотя претензии экстремистских арабских лидеров на абсолютное владение Священным Городом также выглядят абсурдными. Как, например, недавно заявил один из руководителей движения “Хамас”: “Нет никакого Иерусалима, есть только Аль-Кудс...”. Следует также учесть, что город этот в последние десятилетия вновь превратился в поистине всемирное политическое поле битвы между мирами - западным, поддерживающим Израиль, и восточным, который на стороне палестинцев. А это вовлекает в противостояние участников, для которых, казалось бы, эта проблема далека и не столь актуальна. Одним из подтверждений тому являются, в частности, и высказывания главы Казахстана Нурсултана Назарбаева об Иерусалиме, сделанные им в его книге “На пороге XXI века”: “Современные события еще раз показывают, что исламский мир никогда не согласится с утратой этой святыни”. Как ни страшно это звучит для кого-то, но Иерусалим никогда уже не станет ни чисто арабским, ни еврейским городом. Тот, кто заявлял на него абсолютные права, всегда вынужден был его оставлять врагам своим. Наверное, и дальнейшая его судьба принципиально не изменится - вечная борьба, разрушения и истребление. И это будет происходить, пока не станет абсолютно ясно, что это место не принадлежит - не может принадлежать, такова уж его участь - никому. А ясно это не станет, скорее всего, никогда. И иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгонят сыны Вениаминовы, и будут жить иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня - и во веки веков...
|